14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общая картина заболевания

Картина болезни

Причина и картина болезни

Каждый человек не только воспринимает реальность по-своему, но так же и свою болезнь. Причем, одну и ту же болезнь два человека могут воспринимать совершенно по-разному. В психологии есть такое понятие – внутренняя картина болезни. Оно означает, что человек сугубо индивидуально воспринимает все ощущения, связанные с болезнью, все эмоции, переживания, мысли и суждения, которые она порождает и провоцирует. Все это вместе определяет отношение больного к своей болезни и формирует его поведение на этой основе.

Картина болезни играет очень важную роль не только в эффективном лечении, но и в выздоровлении вообще. Интернет полон всякой, на первый взгляд, шарлатанской литературы, типа: «Моржевание спасет от рака», «Прощение – путь к здоровому организму», «Самолечение биоэнергетикой», но факт остается фактом, сами авторы этих книг, да и некоторые их последователи исцелялись чудесным образом. Секрет такого невероятного исцеления в картине болезни, т.е. если человек абсолютно уверен, что занимаясь моржеванием и подвергая свой организм периодическому стрессу такого рода, он активирует какие-нибудь древние внутренние энергии и исцелиться от рака, — значит, так оно и будет. Чтобы это высказывание не казалось бредом, следует подробнее разобраться в том, что такое картина болезни и на какой почве она возникает.

Итак, картина болезни это возникающий у больного целостный образ своего заболевания. Этот образ складывается на всех уровнях восприятия человека. Психологами принято считать, что их четыре:

  • Чувственный уровень. Это целый комплекс болезненных ощущений, связанных с заболеванием. Важно понимать, что для каждого человека характерен свой индивидуальный порог восприятия, кто-то, чувствуя недомогание, продолжает работать, делая над собой титанические усилия, а кто-то лежит на диване и жалеет себя. Сам способ реагирования на боль целиком и полностью связан с личностью, ее установками и убеждениями.
  • Эмоциональный уровень включает в себя все переживания и эмоции по поводу самой болезни, ее возможных последствий, а так же весь спектр эмоций, которые человек ощущает от ситуации, в которой по причине болезни он оказался. Так, разными людьми появление симптомов болезни может восприниматься не только как угроза, вызов, утрата, но и как наказание за что-то, или даже как выигрыш или избавление.
  • Интеллектуальный уровень. Это оценка ситуации с точки зрения логики. Как не странно, у каждого она своя и зависит от уровня интеллектуальных способностей и багажа накопленных знаний вообще и знаний о болезни, ее протекании и появлении в частности. Важным фактором, влияющим на отношение к болезни, является медицинская информация, распространяемая на телевидении почерпнутая из специальной литературы или интернета, или найденная в аннотациях к купленным лекарствам. Чтобы оценить пагубность такого захламления ума на медицинскую тематику, достаточно посмотреть на разницу в отношении к болезни у взрослых и у детей. Этот уровень так же формируется воспитанием, самим обществом и отношением его к конкретной болезни.
  • Поведенческий уровень (или мотивационный). Это выработка определенного отношения к заболеванию. Кого-то заболевание побуждает к изменению и пересмотру всей своей жизни, а кого-то новость о болезни окончательно подкашивает, так один воспринимает болезнь как шанс, а другой как своего недруга. Или же человек может игнорировать болезнь и ее симптомы и полностью их отрицать до самого конца. На поведение человека в такой ситуации влияют и обстоятельства, но в наибольшей степени его поступки определяются его личностью и сложившейся системой стратегий преодоления стресса.

Итак, получается, что протекание и тяжесть болезни зависит исключительно от самой личности, от способа ее реагирования на стресс, от ее жизненного опыта, через призму которого воспринимается настоящее и будущее. Многое зависит от отношения к той или иной болезни, которое мы впитали от отца и матери или других близких родственников, смотря, как они справляются с недугами. По поводу самой болезни наш мозг генерирует множество предположений, догадок, убеждений и не всегда они рациональны и медицински обоснованы. Например, многие считают, что причина их заболевания в том, что их сглазили, прокляли, в их плохой карме и т.д. Многие заболевают под действием установок, которые все мы получаем: без шапки не ходи – простудишься, отсядь от кондиционера окна – продует, мой руки почаще, а то нахватаешь всякой дряни и многое другое. Иногда мы даже не представляем, насколько крепко засели эти убеждения и постулаты в нашем подсознании, а раз они неосознанны, мы им подчиняемся беспрекословно — простужаемся, нам продувает спину, мы заражаемся чем-то через грязные руки и т.д.

Помимо внутренней картины болезни, есть еще и внутренняя картина здоровья, и она играет немаловажную роль в выздоровлении. Это понятие можно так же всесторонне рассматривать, как же как и картину болезни. У всех людей есть свои представления о здоровом организме и теле вообще, но еще больше всякой ерунды люди себе надумывают по поводу их личного здоровья. Здесь, как и в картине болезни, множество верований и убеждений о том, как быть здоровым, и что может здоровью навредить. На это опять влияет наше прошлое, знания и опыт, полученный в течение жизни. Например, если есть какие-то болезни в семье, то мы откуда-то знаем, что с возрастом они и у нас все проявятся. Нас учат с детства тому, что в 40 лет это нормально, когда у тебя уже все болит, и волосы седеют. Мы воспринимаем все это за чистую монету и как должное. Подчиняясь и принимая такие убеждения, мы программируем себя и называем потом это чудесным словом – гены.

Не стоит забывать и о том, что многие люди имеют весьма смутные представления об анатомическом строении своего тела. Многие совершенно точно «знают», что это у них болят почки или сердце. Проведите эксперимент: расскажите себе, где какие органы у вас находятся, а потом сверьтесь с медицинской анатомией – вы будете удивлены. Назначение и функции многих органов (селезенки, надпочечников, щитовидной железы, лимфатических узлов и пр.) для большинства обывателей вообще остается загадкой. На этой благодатной почве можно надумать себе любые болезни. (Вам может понадобиться статья о причинах болезней.) Например, человек долгое время чувствует боли в груди и уверен, что это сердце. Но через какое-то время выясняется, что причина в позвоночнике, но поверить ему в это сложно и тяжело, и он продолжает думать, что у него болит сердце. Через некоторое время от уверенности в собственной болезни, сердце действительно начинает барахлить, и больной, но довольный бежит к тому самому первому врачу с новым диагнозом, что бы рассказать ему какой он дурак.

Есть еще очень интересная группа заблуждений. Каждый человек имеет свое представление о том, какие органы являются важными, а какие второстепенными. Иногда фиксация на каких-то конкретных органах объясняется профессией, а иногда важнейшими считаются органы, которые были поражены у умерших близких. Само заблуждение по поводу важности одних органов и неважности других подводит нас к болезни в любом случае: либо мы чересчур заботимся о конкретном органе и выискиваем у него повреждения, и находим таки, после долгих поисков, либо мы не обращаем на орган никакого внимания и запускаем болезнь до хронической стадии .

Итак, главную роль в формировании, как картины здоровья, так и картины болезни, играет наша личность и все ее составляющие. Именно личность, на основе прошлого опыта, порождает все представления о болезни, ее следствии, о возможностях вашего организма быть здоровым или не здоровым. Этот конгломерат, называемый нашей личностью, неустанно генерирует все новые и новые представления о болезни и исцелении и складывает все это добро в подсознание. Наше подсознание устроено так, что выполняет все наши распоряжения, будь то осознанные желания или неконтролируемые мысли и представления. Более того, наше подсознание лепит реальность из того материала, который ему дает наша личность – все из материала заказчика. И пока не прекратиться «поставка» этого сомнительного строительного материала, другой реальности вы не получите. Для выздоровления необходимо вычистить все, что связано с болезнями и здоровьем, все представления и постулаты, верования и убеждения.

На данный момент даже официальная медицина склоняется к комплексному подходу в лечении. Для работы с каким-либо заболеванием будь – то молочница или язва, помимо медикаментозного лечения могут потребоваться услуги психолога. Например, если у вас возникают признаки молочницы после каждого полового контакта, — постоянно лечить ее только различными препаратами нет смысла, возможно, обратившись к психологу, выяснится, что у вас много вредоносных установок вроде «секс — это грязь», которая и запускает механизм заболевания.

Ксения Голицына,
Практикующий психолог
2012г

Обязательно поделись

Тема: Внутренняя картина болезни

VII. МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Пояснительная записка

После изучения данного раздела слушатели должны знать:

1. Понятие и структуру внутренней картины болезни

2. Классификацию типов отношения к болезни

3. Основы конструктивного общения с пациентами различного профиля

4. Психологические стратегии общения

5. Основные правила эффективного общения

6. Правила профессионального общения медицинского работника, способы его урегулирования

7. Психологические особенности овладения профессией

8. Качества личности медицинской сестры, понятие психологической компетентности

Тема: Внутренняя картина болезни

Любая болезнь для человека является кризисом и ставит перед человеком задачу восстановления нарушенного гомеостаза, таким образом, перед личностью возникают две установки – на выздоровление, и на хронизацию болезни. На то, как формируется реакция человека, на его переживание болезни влияет ряд факторов, которые создают объективную и субъективную тяжесть болезни.

К факторам, которые формируют объективную тяжесть болезни, относятся:

Вероятность летального исхода.

Возможность инвалидизации и хронизации.

Болевая характеристика болезни.

Необходимость радикального или полиативного лечения.

Влияние болезни на уровень общения.

Социальная значимость болезни и отношение к ней в микросоциуме.

Влияние болезни на семейную и на сексуальную сферы.

Данные факторы выстроены по убыванию значимости!

Субъективная тяжесть болезни основывается на личных и субкультурных убеждениях, в нее входит понимание механизмов возникновения болезни.

По сути, «субъективная тяжесть болезни» является синонимом термина «внутренняя картина болезни» предложенного Лурией в 1936 году.

Внутренняя картина болезни определяется факторами:

Ø характер (отдельные черты, тип семейного воспитания)

Внутренняя картина болезни – это осознание больным своего заболевания в целом, это глубокий внутренний мир больного, его эмоции, личностные переживания, ощущения к болезни и реакция на нее, его знания о болезни и мотивация к выздоровлению.

В структуру внутренней картины болезни включаются четыре основных уровня:

1. Чувственный – комплекс болезненных ощущений.

2. Эмоциональный – переживания заболевания и его последствия.

3. Интеллектуальный – представление и знания пациента о болезни.

4. Мотивационный – выработка определенного отношения к болезни, активизация деятельности, направленной на выздоровление.

Классификация типов отношения к болезни предложена А. Е. Личко и Н. Я. Ивановым в 1980году.

1. Гармоничный. Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе ad vitam – сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.

2. Эргопатический. «Уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стремление, несмотря на это, продолжать работу. Характерно сверхответственное, одержимое, стеничное отношение к работе, в ряде случаев – выражено еще в большей степени, чем до болезни. Избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное стремлением, во что бы ни стало сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности.

3. Анозогнозический. Активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях. Отрицание очевидного. Приписывание проявлений болезни случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание обойтись «своими средствами». При эйфорическом варианте этого типа – необоснованно повышенное настроение. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само все обойдется». Желание продолжать получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима, пагубно сказывающихся, на течение болезни.

4. Тревожный. Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни и методах лечения, поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрического типа, в большей степени выражен интерес к объективным данным о болезни (результат анализов, заключение специалистов), чем фиксация на субъективных ощущениях. Поэтому – предпочтение слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение тревожное, угнетенность – вследствие этой тревоги. При обессивно-фобическом варианте этого типа – тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.

5. Ипохондрический.Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требования тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

6. Неврастенический. Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения. Раздражения нередко изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.

7. Меланхолический. Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

8. Апатический. Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волновало.

Читать еще:  Описторхоз в какой бывает рыбе

9. Сенситивный. Чрезмерная озабоченность, о возможном неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасение, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни и неблагоприятные слухи о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни, и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.

10. Эгоцентрический. «Уход в болезнь». Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить все и заботиться только об одном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». Другие люди, также требующие внимания и заботы, рассматриваются только как «конкуренты», отношения к ним – неприязненное. Постоянное желание показать другим свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.

11. Паранойяльный. Уверенность, что болезнь – результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.

12.Дисфорический. Доминирует мрачно-озлобленное настроение, постоянный, угрюмый вид. Зависть и ненависть к здоровым людям. Вспышки крайней озлобленности со склонностью винить в своей болезни других. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению. Деспотическое отношение к близким – требование во всем угождать.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Внутренняя картина болезни

Внутренняя картина болезни — понятие, введенное отечественным терапевтом Р.А. Лурия, характеризующее представления больного о своем заболевании. В ее структуре выделяются сензитивный компонент, включающий в себя комплекс болезненных ощущений и связанных с ними эмоциональных состояний, и интеллектуальный, представляющий собой рациональную оценку болезни. Для выявления индивидуальных особенностей внутренней картины болезни используют, как правило, клиническую беседу и специальные опросники.

.Субъективно-психологическую сторону любого заболевания чаще всего обозначают понятием «внутренняя (или аутопластическая) картина болезни», нозогнозией, которая характеризуется формированием у больного определенного рода чувствований, представлений и знаний о своем заболевании, когнитивной оценке его тяжести и прогноза и в формировании на этой основе эмоционального и поведенческого паттерна.

Аутопластическая картина болезни (Гольдшейдер Л., 1929) — создается самим больным на основе совокупности его ощущений, представлений и переживаний, связанных с его физическим состоянием («сенситивный» уровень болезни базируется на ощущениях, а «интеллектуальный» уровень болезни является результатом размышлении больного о своем физическом состоянии).

Внутренняя картина болезни отражает внутреннюю картину здоровья. Люди, которые чувствуют источник силы внутри себя, болеют реже, чем те, кто видит источник силы в других людях. Аутопластическая картина болезни зависит от сознания (осознания) заболевания. Сначала она складывается бессознательно и осознается частично. Срабатывает механизм «уход в болезнь», если человек использует болезнь, как вторичную выгоду. Например, подобный «уход в болезнь» наблюдается при нарушениях сердечной деятельности. У ответственного руководящего работника, который узнал о своей некомпетентности развился сердечный приступ, и затем он закрылся этой болезнью как щитом, чтобы сохранить свой престиж.

Внутренняя картина болезни, по мнению Лурия Р.А. (1977), находится в очень большой зависимости от личности больного, его общего культурного уровня, социальной среды и воспитания.

В отечественной литературе проблема целостного рассмотрения личности и болезни поднималась в трудах таких врачей-интернистов, как М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, Н.И. Пирогов и другие.

Структура аутопластической картины болезни:

1) сензитивная сторона болезни (уровень ощущений, чувственный уровень) – локализация болей и других неприятных ощущений, их интенсивность и т.п.;

2) эмоциональная сторона болезни связана с различными видами эмоционального реагирования на отдельные симптомы, заболевание, а целом и его последствия;

3) интеллектуальная сторона болезни (рационально-информационный уровень) связана с представлениями и знаниями больного о его заболевании, размышлениями о его причинах и последствиях;

4) волевая сторона болезни (мотивационный уровень) связана с определенным отношением больного к своему заболеванию, необходимостью изменения поведения и привычного образа жизни, актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья.

На основании этих сторон у больного создается модель заболевания, т.е. представление о ее этиопатогенезе, клинике, лечении и прогнозе, которая определяет «масштаб переживаний» (Либих С.С., 1979) и поведение в целом.

Масштаб переживания болезни

1. Нормонозогнозия — адекватный тип реагирования, при котором больные правильно оценивают свое состояние и перспективы, их оценка совпадает с оценкой врача.

2. Гипернозогнозия — больные склонны переоценивать значимость отдельных симптомов и болезни в целом.

3. Гипонозогнозия – склонность больных недооценивать заболевание.

4. Диснозогнозия — у больных наблюдаются искажение восприятия и отрицание наличия болезни и ее симптомов с целью диссимуляции или из-за страха ее последствий.

5. Анозогнозия – полное отрицание болезни как таковой (типична для наркологических больных и онкологических заболеваний).

Внутренняя картина болезни, характеризуя целостное отношение к заболеванию, тесно связана с осознанием больным своей болезни. Степень осознанности своего заболевания во многом зависит от образованности и общего культурного уровня пациента, хотя полного соответствия здесь часто не наблюдается (как, например, при анозогнозиях). Степень осознанности своей болезни больным может нарушаться при некоторых очаговых поражениях мозга. Например, поражениям задних отделов левого полушария чаще сопутствует адекватная внутренняя картина болезни, в то время как при поражении задних отделов правого полушария наблюдалось сочетание адекватного когнитивного уровня осознания внутренней картины болезни с неадекватным эмоциональным представлением больных о своих перспективах, расхождение между планами на будущее и реальными возможностями. Неадекватная внутренняя картина болезни (неполное представление о своем состоянии) в сочетании с недостаточным ее эмоциональным переживанием характерна для лиц с поражением левой лобной области, а поражение правой лобной доли мозга также сопровождается расхождением между когни­тивными и эмоциональными планами внутренней картины болезни (Виноградова Т.В., 1979).

Задача врача (медицинского психолога ) – коррекция модели болезни, коррекция «масштаба переживании». Однако при этом, следует учитывать множество факторов. Например, если для успешного лечения алкоголизма анозогнозию требуется ликвидировать, то надо ли устранять таковую при онкологических заболеваниях, однозначного ответа нет.

Психологическое реагирование на заболевание (Якубов Б.А., 1982):

Содружественная реакция . Эта реакция характерна для лиц с развитым интеллектом. Они как бы с первых же дней заболевания становятся «ассистентами» врача, демонстрируя не просто послушание, но и редкую пунктуальность, внимание, доброжелательность. Они безгранично доверяют своему лечащему врачу и при­знательны ему за помощь.

Спокойная реакция . Такая реакция характерна для лиц с устойчивыми эмоционально-волевыми процессами. Они пунктуальны, адекватно реагируют на все указания врача, точно выполняют лечебно-оздоровительные мероприятия. Они не просто спокойны, а даже представляются «солидными» и «степенными», легко вступают в контакт с медицинским персоналом. Могут иногда не осознавать свою болезнь, что мешает врачу выявить влияние психики на болезнь.

Неосознаваемая реакция . Такая реакция, имея патологическую основу, выполняет в ряде случаев роль психологической защиты, и эту форму защиты не всегда следует устранять, особенно при тяжелых заболеваниях с неблагоприятным исходом.

Следовая реакция . Несмотря на то, что заболевание заканчивается благополучно, больные находятся во власти болезненных сомнений, в ожидании рецидива заболевания. После болезни астенизированы, угнетены, депрессивны, склонны к ипохондрическим реакциям, продолжают посещать лечебное учреждение и считают, что стали хроническими, неизлечимыми больными.

Негативная реакция . Больные находятся во власти предубеждений. Они подозрительны, недоверчивы, с трудом вступают в контакт с лечащим врачом, не придают серьезного значения его указаниям и советам. У них часто возникает конфликт с медицинским персоналом.

Паническая реакция . Больные находятся во власти страха, внушаемы, часто непоследовательны, лечатся одновременно в разных лечебных учреждениях, как бы проверяя одного врача другие врачом. Часто лечатся у знахарей. Их действия неадекватны, ошибочны, характерна аффективная неустойчивость.

Разрушительная реакция . Больные ведут себя неадекватно неосторожно, игнорируя все указания лечащего врача. Такие лица не желают менять привычный образ жизни, профессиональную нагрузку. Это сопровождается отказом от приема лекарств, от стационарного лечения. Последствия такой реакции бывают часто неблагоприятными.

В содержании внутренней картины болезни отражается не только наличная жизненная ситуация (ситуация болезни), но и преморбидные (доболезненные) особенности личности больного, его характер и темперамент. Преморбидные особенности личности во многом могут объяснять предпочтительность появления у больных тех или иных форм реагирования на заболевание.

Тип отношения к болезни (Личко А.Е., Иванов Н.Я., 1980):

1. Гармонический – правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.

2. Эргопоэтический – «уход от болезни в работу», желание сохранить работоспособность.

3. Анозогностический – активное отбрасывание мысли о болезни, «обойдется».

4. Тревожный – беспрерывное беспокойство и мнительность, вера в приметы и ритуалы.

5. Ипохондрический – крайняя сосредоточенность на субъективных ощущениях и преувеличение их значения, боязнь побочного действия лекарств, процедур.

6. Неврастенический – поведение по типу «раздражительной слабости». Нетерпеливость и вспышки раздражения на первого встречного (особенно при болях), затем – слезы и раскаяние.

7. Меланхолический – неверие в выздоровление, удрученность болезнью, депрессивное настроение (угроза суицида).

8. Апатический – полное безразличие к своей судьбе, пассивное подчинение процедурам и лечению.

9. Сенситивный – чувствительный к межличностным отношениям, полон опасений, что окружающие его избегают из-за болезни, боязнь стать обузой для близких.

10. Эгоцентрический – «уход в болезнь» с выставлением напоказ своих страданий, требование к себе особого отношения.

11. Паронояльный – уверенность, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла, а осложнения в лечении являются результатом халатности медицинского персонала.

12. Дисфорический – доминирует мрачно-озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки гнева с требованием от близких угождения во всем.

Амбивалентность отношения пациента к болезни

Следует учитывать двойственное (амбивалентное) отношение больного к своему заболеванию. Традиционное понимание болезни связывают с негативной ее стороной. Однако наблюдения психологов показывают, что есть и позитивная сторона заболевания. Задача врача – искать положительную сторону болезни и показать ее больному. Это часто помогает наладить нужный психотерапевтический контакт и ободряет больного.

Реакция на информацию о заболевании зависит от «значения болезни» для больного:

1) болезнь – угроза: типы реакций – противодействие, тревога, уход или борьба;

2) болезнь – утрата: типы реакций – депрессия или ипохондрия, растерянность, горе, попытка привлечь к себе внимание, нарушения режима;

3) болезнь – выигрыш или избавлении: типы реакций – безразличие, жизнерадостность, нарушения режима, враждебность по отношению к врачу;

4) болезнь – наказании: типы реакции — угнетенность, стыд, гнев.

Этапы переживания болезни во времени :

1. Предмедицинская фаза – длится до начала общения с врачом, появляются первые признаки болезни и заболевший стоит перед решением вопроса об обращении за медицинской помощью.

2. Фаза ломки жизненного стереотипа – больной становится изолированным от работы, а часто и от семьи при госпитализации. У него нет уверенности в характере и прогнозе своего заболевания, и он полон сомнений и тревог.

3. Фаза адаптации к болезни — снижение напряженности и тревоги, т.к. острые симптомы болезни постепенно уменьшаются, больной уже приспособился к факту заболевания.

4. Фаза «капитуляции» – больной примиряется с судьбой, не предпринимает активных усилий к поиску «новых» методов лечения. Он становится равнодушным или негативно угрюмым.

5. Фаза формирования компенсаторных механизмов приспособления к жизни, установки на получение каких-либо материальных или иных выгод от болезни (рентные установки).

Влияние конституциональных и индивидуально-психологических особенностей на отношение к болезни

Пол. Параметр пола человека, несомненно, оказывает влияние на субъективное отношение к болезни и формирование типа реагирования на заболевание. К особенностям, имеющим корреляции с полом человека, можно отнести известные факты лучшей переносимости женщинами болевого воздействия, состояний длительной ограниченности движений или обездвиженности. Выделен реестр ценностей различных частей тела. По результатам некоторых психологических экспериментов наиболее «дорогостоящими» оказались нога, глаз и рука. В другом исследовании около 1000 мужчин и 1000 женщин должны были квалифицировать в соответствии с их значимостью 12 частей тела. Мужчины оценили половой член и язык как наиболее важные. Эта оценка не зависела от возраста, лишь у старых людей несколько снижалась оценка половых органов. У женщин лишь у тех, кому было за 70, язык стабильно оказывался на первом месте. Кроме того, было отмечено, что ценность отдельных телесных качеств может изменяться под влиянием общественных процессов. Так, у японок во время второй мировой войны в образе тела полностью обесценилась грудь, а идеальной считалась плоская грудная клетка (женщины носили мужскую военную форму). Однако в 50-х годах японские женщины стремились иметь грудь «голливудских» размеров.

Возраст . Для детей, подростков и молодежи наиболее тяжелыми в психологическом отношении оказываются болезни, которые изменяют внешний вид человека, делают его непривлекательным. Например, ни в каком другом возрасте столь тяжело психологически не будет реагировать человек на появление у него на коже лица фурункулов.

Лица зрелого возраста более психологически тяжело будут реагировать на хронические и инвалидизирующие заболевания. Это связано также с системой ценностей, и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности и пр.

Второй повышенно значимой группой заболеваний для зрелого человека считаются так называемые « стыдные» болезни , к которым обычно относят венерические и психические заболевания. К примеру, для некоторых людей стыдно болеть (или слыть больным) геморроем, стыдно проводить прерывание беременности (аборт). Существуют группы населения (в первую очередь люди, занимающие руководящие посты) для некоторых из которых «стыдные» являются болезни сердца (инфаркт), что связано с возможностью продвижения по службе.

Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти. Инфаркт, инсульт, злокачественные опухоли страшны для них не тем, что могут приводить к потере трудо- и работоспособности, а тем, что ассоциируются со смертью.

Особенности темперамента . По мнению ряда авторов, экстраверты и интраверты различно реагируют на боль: экстраверты воспринимают все уровни стимуляции (в том числе болевой) менее интенсивно, чем интраверты.

Ограничение подвижности или обездвиженность, вызванные болезнью (прикованность к постели, необходимость соблюдать постельный режим), могут служить психологической фрустрацией для лиц, двигательный режим которых нацелен на быстроту действий, склонность к интенсивным физическим нагрузкам.

Читать еще:  Киста поджелудочной железы

Особенности личности . К личностным особенностям, как правило, относят ценностные ориентации человека, его мировоззрение, морально-нравственные критерии и иные социально обусловленные феномены.

Тема: «Внешняя и внутренняя картина заболевания. Отношение пациента к своему заболеванию»

ДЕСЯТЬ ПРИНЦИПОВ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Факторами, способствующими общению, являются и навыки по оказанию помощи, которые могут помочь пациенту разобраться в своих проблемах и рассказать о них.

Рассмотрим наиболее существенные из них:

Ø навыки общения;

Ø навыки реагирования и постановки вопросов;

Ø навыки планирования целей;

Ø навыки моделирования, демонстрации с целью обучения пациента;

Ø консультирование, практические занятия с целью овладения новыми навыками (например: пациент думает, что он никому не нужен, а медсестра, установив хорошие отношения с родственниками, проявляющими заботу о пациенте, убеждает пациента в обратном);

Ø молчание (например: смерть больного человека вызывает у пациента сильные эмоции, слёзы);

Факторы, препятствующие общению:

1. Советы пациенту, высказывание своего мнения медсестрой, особенно если совет медсестры отличается оттого, что хочет слышать пациент. Может вызвать чувство противоречия.

2. Резкая смена предмета разговора может прервать нить взаимопонимания. Рекомендуется делать частые паузы во время разговора.

3. Защита людей, которых критикует пациент.

4. Преуменьшение чувства пациента.

5. Обещания пациенту.

6. Поспешные заключения.

7. Культурные отличия: язык, нормы общения.

8. Стиль общения.

9. Различия в возрасте.

Знания основных психологических механизмов общения необходимо медицинскому работнику для понимания причин конфликтов, возникающих между здоровыми и больными.

  1. ОБРАЩАЙТЕСЬ К ПАЦИЕНТУ ПО ИМЕНИ-ОТЧЕСТВУ И НА «ВЫ».
  2. НАЧИНАЙТЕ БЕСЕДУ С УКАЗАНИЯ ВАШЕГО ИМЕНИ-ОТЧЕСТВА И ДОЛЖНОСТИ.
  3. СМОТРИТЕ ПАЦИЕНТУ В ГЛАЗА НА ОДНОМ УРОВНЕ, УЛЫБАЙТЕСЬ; ЕСЛИ ПАЦИЕНТ ЛЕЖИТ, ПРИСЯДЬТЕ НА СТУЛ, СТОЯЩИЙ РЯДОМ.
  4. ОБЕСПЕЧЬТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ВАШЕЙ БЕСЕДЫ. ПОМНИТЕ, ЧТО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ УСЛОВИЕМ СОЗДАНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПАЦИЕНТОМ.
  5. ПООЩРЯЙТЕ ВОПРОСЫ ВАШЕГО ПАЦИЕНТА.
  6. ГОВОРИТЕ НЕТОРОПЛИВО, ДОХОДЧИВО, ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ ВАШЕГО ГОЛОСА.
  7. СОБЛЮДАЙТЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО УМЕНИЯ СЛУШАТЬ.
  8. ПРОЯВЛЯЙТЕ МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ С ПАЦИЕНТОМ.
  9. ПРОЯВЛЯЙТЕ НЕПРЕРЫВНУЮ ИНИЦИАТИВУ В СОЗДАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МИКРОКЛИМАТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ПАЦИЕНТОМ.

10. БУДЬТЕ ЕСТЕСТВЕННЫ ПРИ РАЗГОВОРЕ, СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ДОВЕРИЯ.

План лекции №4:

Ø понятие о внешней и внутренней картине болезни;

Ø отношение пациента к своему заболеванию;

Ø классификация типов медицинских сестёр по И.Харди.

Чтобы установить контакт с пациентом и максимально выяснить его проблемы, необходимо уметь учитывать внешнюю и внутреннюю картины заболевания.

Внешняя картина болезни — это совокупность клинических данных, полученных медработником при обследовании пациента: (например, цвет кожных покровов, уровень артериального дав­ления, температура, частота пульса и др.). Они наглядны, фикси­руются документально и имеют определенную динамику.

Внутренняя картина болезни — это особое целостное пред­ставление пациента о своем заболевании, его психическая оцен­ка субъективных проявлений болезни.

На внутреннюю картину болезни влияют личностные харак­теристики пациента, как врожденные (темперамент, тип нервной системы), так и приобретенные (характер, интеллект и т. д.).

Задача врача, фельдшера и медицинской сестры сводится к умелому наблюдению и изучению внутренней картины болезни и использованию ее при последующем общении с пациентом. В процессе выбора лечебно-диагностической тактики и проведения определенных деонтологических приемов в структуре внутрен­ней картины болезни принято различать несколько уровней:

Ø чувственный — комплекс субъективных болезненных ощу­щений;

Ø эмоциональный — реагирование пациента, переживание пациентом отдельных симптомов или болезни в целом;

Ø интеллектуальный — знание о болезни, ее реальная оценка, глубина осознания остроты, тяжести и последствий заболе­вания;

Ø отношение к болезни — мотивация возвращения к здоровью.
Методами исследования внутренней картины болезни могут

служить беседы с пациентами, проведение специальных тести­рований.

Чувственный уровень отражает комплекс субъективных ощущений пациента, вызванных болезнью. В основном они вы­ражаются в жалобах пациента. Субъективные ощущения носят динамический характер, могут уменьшаться или набирать силу. Следует учитывать способность пациента детально рассказывать о своих ощущениях.

Беседуя с пациентом, необходимо проявить максимум вы­держки, недопустимы спешка, прерывание рассказа, так как па­циент дает свою информацию, из которой затем, совместно с ре­зультатами осмотра, складывается тактика обследования и лече­ния.

Эмоциональный уровень отражает переживание пациентом своего заболевания. Он взаимосвязан с первым уровнем. Эмо­циональные переживания болезни зависят от остроты, продол­жительности, характера ее проявлений. Чем острее ощущение болезни, тем ярче ее эмоциональная окраска. Ни одна болезнь не является источником положительных эмоций, таким образом, речь идет об отрицательных эмоциях, которые возникают из-за болей, несостоявшихся по причине болезни планов и т. д.

Эмоциональное состояние имеет немаловажное значение. Положительный сдвиг в эмоциях появляется по мере снижения обострения или стихания острых проявлений болезни, когда па­циент узнает о лучшем прогнозе, меньшей опасности болезни.

Эмоциональный настрой пациента непостоянен, необходима динамичность наблюдения за его переживаниями. От этого бу­дут зависеть деонтологическая тактика и индивидуальные фор­мы общения с больным.

Интеллектуальный уровень включает представление пациен­та о своей болезни, основные знания о причинах ее возникнове­ния, сущности, тяжести, возможных последствиях. Интеллекту­альный уровень зависит от общего культурного уровня пациен­та, его интеллекта. Необходимо отметить, что интеллектуальный уровень внутренней картины заболевания зависит от характера болезни. Если пациент длительно страдает каким-либо заболева­нием, то его интеллектуальный уровень внутренней картины бо­лезни часто довольно высок. У лиц с острыми заболеваниями (травмы, острая хирургическая или нехирургическая патология) он значительно ниже. Знание интеллектуального уровня внутренней картины болезни каждого пациента обеспечивает пра­вильный выбор тактики, обследования и лечения, адекватную психотерапию, позволяет менять лечение в зависимости от ха­рактера заболевания, его течения, тяжести.

Уровень отношения к болезни ставит перед медработником задачу помочь пациенту в выборе путей борьбы за снос здоровье, борьбы с болезнью. Так, сирийский врач Абуль Фараджа, жив­ший в ХШ в., говорил: «Нас трое — ты, болезнь и я. Если ты бу­дешь с болезнью, вас будет двое, а я останусь один и вы меня одолеете. Если ты будешь со мной — нас будет двое, а болезнь останется одна и мы ее одолеем». Из этого вытекает, что в борь­бе с болезнью многое зависит от самого пациента, от его пони­мания необходимости самому прилагать усилия для борьбы с болезнью, осознания того, что без себя самого болезнь непобе­дима.

Подвести каждого пациента к уровню внутренней картины болезни — одна из главнейших задач медработника. Для успеш­ного лечения большое значение имеет то, как пациент осознает сам факт болезни.

В практике встречается адекватное и неадекватное отноше­ние к болезни. Адекватное отношение к болезни отличается осознанием своего заболевания и признанием необходимости принятия мер к восстановлению здоровья. Пациент принимает активное участие в обсуждении своего заболевания, в проведе­нии диагностических и лечебных мероприятий. В формировании такого отношения к болезни важная роль принадлежит медра­ботнику, его умению рационально обращаться с пациентом, ос­нованному на высоком профессиональном чувстве долга и по­нимании деонтологических принципов врачевания.

Выделяют несколько типичных вариантов неадекватного от­ношения к болезни:

Ø отрицательное — оно проявляется тем, что пациент не осознает факт болезни, не выполняет лечебные и оздорови­тельные рекомендации, нарушает режим, игнорирует фак­торы риска (курение, алкоголь и т. д.), не учитывает нали­чия предболезни. Такие пациенты нуждаются в настойчи­вой, убедительной, доступной неоднократной разъясни­тельной беседе. В стационаре необходимо усилить кон­троль за этими пациентами, за выполнением ими режима, вести за ними постоянное наблюдение;

Ø пренебрежительное — пациент осознает факт болезни, но
пренебрежительно относится к лечению, не учитывая серьезности тех или иных проявлений. Эти пациенты могут игнорировать рекомендации, не отказываются от вредных привычек, наивно полагаясь на свои физические силы, молодость, возможность самоизлечения.

Такое отношение связано с недостаточной осведомленностью о сущности болезни, ее последствиях, склонностью к переоценке резервных сил организма, низким уровнем интеллектуального развития. Известную роль играют и личностные характеристики пациента: самоуверенность, склонность к «артистизму».

С такими пациентами надо установить доверительные отно­шения, изучить причины пренебрежительного отношения, на­стойчиво убедить пациента в необходимости выполнения диаг­ностических и лечебных процедур, разъяснить сущность и воз­можные последствия болезни. Во время пребывания пациента в стационаре следует проводить медицинский контроль, сочетаю­щийся с внимательным отношением, добротой, но и со строгим выполнением рекомендаций врача;

Ø погружение — уход в болезнь или предболезнь. Пациент все
свое время и внимание сосредоточивает на болезненных
ощущениях, рассказывает о них с определенной эмоцио­нальной окраской, обращается за помощью в разные ин­станции: к врачам, знахарям и т. д. Он не верит в благопри­ятный исход заболевания, проявляет неудовлетворенность работой медиков и медицинских учреждений, постоянно пишет жалобы. В общении с такими пациентами большую роль играет психотерапия. Необходимы также точность и аккуратность при выполнении всех процедур. Надо на при­мерах из практики убеждать пациента в эффективности тех или иных мероприятий, поднимать авторитет врача, фор­мировать доверительное отношение к нему.

По темпераменту такие пациенты чаше бывают меланхоли­ками. К ним надо относиться терпеливо, разумно реагировать на их жалобы, внушать надежду на выздоровление. Работа с этими пациентами требует выдержки и терпения;

Ø ипохондрическое— такое отношение к болезни является уже компетенцией психолога/психиатра. Пациент проявляет чрезмерное внимание к своему здоровью, прислушивается к любому отклонению от привычного ощущения. Он тре­бует дополнительных обследований в надежде найти еще болезнь;

Ø утилитарнoe — пациент стремится извлечь из болезни какие-либо выгоды: материальные или моральные. Он пыта­ется получить квартиру, уклониться от военной службы, смягчить наказание за преступление. Для этого пациент пользуется агровацией или симуляцией.

Типы реакций:

Ø Диссимуляция– скрывание болезни и её симптомов (сифилис, СПИД).

Ø агровация — преувеличение симптомов болезни.

Ø симуляция— желание пациента убедить медперсонал в наличии не сущест­вующей у него болезни.

В подобной ситуации необходимы стро­гий контроль над поведением пациента, соблюдение объективно­сти, осторожности, так как необоснованное обвинение в симуля­ции и агровации может очень сильно ранить пациента.

Классификация типов медицинских сестёр по И.Харди

В основу типологической классификации медсестер венгер­ского психотерапевта И. Харди положены не только психоэмо­циональные особенности, определяющие черты характера, но и отношение к работе, к пациентам.

Медсестра-рутинер. Такая медсестра выполняет свои обя­занности скрупулезно, уподобляясь машине, не сопереживая и не сочувствуя пациентам. Она может разбудить пациента для то­го , чтобы дать ему предписанное врачом снотворное.

Артистический тип. Такая медсестра работает, сознательно играя определенную роль, стремясь к достижению идеала. Если роль переходит допустимые границы, то в ее поведении исчеза­ют непосредственность, искренность. Это может помешать уста­новлению должного контакта между медсестрой и пациентом. Именно от такой медсестры можно услышать: «Напрасно я ему внушала. «, «часами я его воспитывала. » и т. д.

Нервный тип. По мнению многих, он наиболее распростра­нен в нашем здравоохранении. Такая медсестра часто бывает ус­талой, раздраженной, что передается и пациентам. Ей кажется, что ее усилия не оцениваются должным образом. Подсознательно она старается уклониться от своих обязанностей (из опасения заразиться). У такой медсестры может появиться зависимость от лекарств (токсикомания), которыми она пытается подавлять и компенсировать свои трудности.

Мужеподобный тип. Сильная личность. Обычно такие мед­сестры крупного телосложения, решительны, энергичны. Пациенты уже издали по походке узнают их. В благоприятных условиях эти сестры становятся хорошими организаторами и воспитателями молодой смены. В неблагоприятных условиях, при не­достатке культуры, образованности они грубы и агрессивны.

Материнский тип. Медсестры этого типа с максимальной
заботой и сочувствием относятся к пациентам. Часто это милые
толстушки, бесшумно «перекатывающиеся» по палатам. Они успевают повсюду и, даже, несмотря на свой возраст, в живости и
подвижности часто не уступают молодым. Заботиться о пациентах для них — призвание и их личная жизнь.

Тип узкого специалиста. Такая медсестра относится к дру­гим медсестрам и пациентам с чувством превосходства, что мо­жет быть причиной напряженных отношений. Очень часто медсестры этого типа встречаются в электрокардиографических, рентгенологических кабинетах, лабораториях, среди операцион­ных медсестер.

Несомненно, существуют и смешанные типы медсестер, в стиле поведения которых в различной мере сочетаются перечис­ленные выше черты.

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 7791 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Картина болезни

Причина и картина болезни

Каждый человек не только воспринимает реальность по-своему, но так же и свою болезнь. Причем, одну и ту же болезнь два человека могут воспринимать совершенно по-разному. В психологии есть такое понятие – внутренняя картина болезни. Оно означает, что человек сугубо индивидуально воспринимает все ощущения, связанные с болезнью, все эмоции, переживания, мысли и суждения, которые она порождает и провоцирует. Все это вместе определяет отношение больного к своей болезни и формирует его поведение на этой основе.

Картина болезни играет очень важную роль не только в эффективном лечении, но и в выздоровлении вообще. Интернет полон всякой, на первый взгляд, шарлатанской литературы, типа: «Моржевание спасет от рака», «Прощение – путь к здоровому организму», «Самолечение биоэнергетикой», но факт остается фактом, сами авторы этих книг, да и некоторые их последователи исцелялись чудесным образом. Секрет такого невероятного исцеления в картине болезни, т.е. если человек абсолютно уверен, что занимаясь моржеванием и подвергая свой организм периодическому стрессу такого рода, он активирует какие-нибудь древние внутренние энергии и исцелиться от рака, — значит, так оно и будет. Чтобы это высказывание не казалось бредом, следует подробнее разобраться в том, что такое картина болезни и на какой почве она возникает.

Итак, картина болезни это возникающий у больного целостный образ своего заболевания. Этот образ складывается на всех уровнях восприятия человека. Психологами принято считать, что их четыре:

  • Чувственный уровень. Это целый комплекс болезненных ощущений, связанных с заболеванием. Важно понимать, что для каждого человека характерен свой индивидуальный порог восприятия, кто-то, чувствуя недомогание, продолжает работать, делая над собой титанические усилия, а кто-то лежит на диване и жалеет себя. Сам способ реагирования на боль целиком и полностью связан с личностью, ее установками и убеждениями.
  • Эмоциональный уровень включает в себя все переживания и эмоции по поводу самой болезни, ее возможных последствий, а так же весь спектр эмоций, которые человек ощущает от ситуации, в которой по причине болезни он оказался. Так, разными людьми появление симптомов болезни может восприниматься не только как угроза, вызов, утрата, но и как наказание за что-то, или даже как выигрыш или избавление.
  • Интеллектуальный уровень. Это оценка ситуации с точки зрения логики. Как не странно, у каждого она своя и зависит от уровня интеллектуальных способностей и багажа накопленных знаний вообще и знаний о болезни, ее протекании и появлении в частности. Важным фактором, влияющим на отношение к болезни, является медицинская информация, распространяемая на телевидении почерпнутая из специальной литературы или интернета, или найденная в аннотациях к купленным лекарствам. Чтобы оценить пагубность такого захламления ума на медицинскую тематику, достаточно посмотреть на разницу в отношении к болезни у взрослых и у детей. Этот уровень так же формируется воспитанием, самим обществом и отношением его к конкретной болезни.
  • Поведенческий уровень (или мотивационный). Это выработка определенного отношения к заболеванию. Кого-то заболевание побуждает к изменению и пересмотру всей своей жизни, а кого-то новость о болезни окончательно подкашивает, так один воспринимает болезнь как шанс, а другой как своего недруга. Или же человек может игнорировать болезнь и ее симптомы и полностью их отрицать до самого конца. На поведение человека в такой ситуации влияют и обстоятельства, но в наибольшей степени его поступки определяются его личностью и сложившейся системой стратегий преодоления стресса.
Читать еще:  Печеночные ладони пальмарная эритема

Итак, получается, что протекание и тяжесть болезни зависит исключительно от самой личности, от способа ее реагирования на стресс, от ее жизненного опыта, через призму которого воспринимается настоящее и будущее. Многое зависит от отношения к той или иной болезни, которое мы впитали от отца и матери или других близких родственников, смотря, как они справляются с недугами. По поводу самой болезни наш мозг генерирует множество предположений, догадок, убеждений и не всегда они рациональны и медицински обоснованы. Например, многие считают, что причина их заболевания в том, что их сглазили, прокляли, в их плохой карме и т.д. Многие заболевают под действием установок, которые все мы получаем: без шапки не ходи – простудишься, отсядь от кондиционера окна – продует, мой руки почаще, а то нахватаешь всякой дряни и многое другое. Иногда мы даже не представляем, насколько крепко засели эти убеждения и постулаты в нашем подсознании, а раз они неосознанны, мы им подчиняемся беспрекословно — простужаемся, нам продувает спину, мы заражаемся чем-то через грязные руки и т.д.

Помимо внутренней картины болезни, есть еще и внутренняя картина здоровья, и она играет немаловажную роль в выздоровлении. Это понятие можно так же всесторонне рассматривать, как же как и картину болезни. У всех людей есть свои представления о здоровом организме и теле вообще, но еще больше всякой ерунды люди себе надумывают по поводу их личного здоровья. Здесь, как и в картине болезни, множество верований и убеждений о том, как быть здоровым, и что может здоровью навредить. На это опять влияет наше прошлое, знания и опыт, полученный в течение жизни. Например, если есть какие-то болезни в семье, то мы откуда-то знаем, что с возрастом они и у нас все проявятся. Нас учат с детства тому, что в 40 лет это нормально, когда у тебя уже все болит, и волосы седеют. Мы воспринимаем все это за чистую монету и как должное. Подчиняясь и принимая такие убеждения, мы программируем себя и называем потом это чудесным словом – гены.

Не стоит забывать и о том, что многие люди имеют весьма смутные представления об анатомическом строении своего тела. Многие совершенно точно «знают», что это у них болят почки или сердце. Проведите эксперимент: расскажите себе, где какие органы у вас находятся, а потом сверьтесь с медицинской анатомией – вы будете удивлены. Назначение и функции многих органов (селезенки, надпочечников, щитовидной железы, лимфатических узлов и пр.) для большинства обывателей вообще остается загадкой. На этой благодатной почве можно надумать себе любые болезни. (Вам может понадобиться статья о причинах болезней.) Например, человек долгое время чувствует боли в груди и уверен, что это сердце. Но через какое-то время выясняется, что причина в позвоночнике, но поверить ему в это сложно и тяжело, и он продолжает думать, что у него болит сердце. Через некоторое время от уверенности в собственной болезни, сердце действительно начинает барахлить, и больной, но довольный бежит к тому самому первому врачу с новым диагнозом, что бы рассказать ему какой он дурак.

Есть еще очень интересная группа заблуждений. Каждый человек имеет свое представление о том, какие органы являются важными, а какие второстепенными. Иногда фиксация на каких-то конкретных органах объясняется профессией, а иногда важнейшими считаются органы, которые были поражены у умерших близких. Само заблуждение по поводу важности одних органов и неважности других подводит нас к болезни в любом случае: либо мы чересчур заботимся о конкретном органе и выискиваем у него повреждения, и находим таки, после долгих поисков, либо мы не обращаем на орган никакого внимания и запускаем болезнь до хронической стадии .

Итак, главную роль в формировании, как картины здоровья, так и картины болезни, играет наша личность и все ее составляющие. Именно личность, на основе прошлого опыта, порождает все представления о болезни, ее следствии, о возможностях вашего организма быть здоровым или не здоровым. Этот конгломерат, называемый нашей личностью, неустанно генерирует все новые и новые представления о болезни и исцелении и складывает все это добро в подсознание. Наше подсознание устроено так, что выполняет все наши распоряжения, будь то осознанные желания или неконтролируемые мысли и представления. Более того, наше подсознание лепит реальность из того материала, который ему дает наша личность – все из материала заказчика. И пока не прекратиться «поставка» этого сомнительного строительного материала, другой реальности вы не получите. Для выздоровления необходимо вычистить все, что связано с болезнями и здоровьем, все представления и постулаты, верования и убеждения.

На данный момент даже официальная медицина склоняется к комплексному подходу в лечении. Для работы с каким-либо заболеванием будь – то молочница или язва, помимо медикаментозного лечения могут потребоваться услуги психолога. Например, если у вас возникают признаки молочницы после каждого полового контакта, — постоянно лечить ее только различными препаратами нет смысла, возможно, обратившись к психологу, выяснится, что у вас много вредоносных установок вроде «секс — это грязь», которая и запускает механизм заболевания.

Ксения Голицына,
Практикующий психолог
2012г

Обязательно поделись

Внутренняя картина болезни

Внутренняя картина болезни, по мнению Лурия Р.А. (1977), находится в очень большой зависимости от личности больного, его общего культурного уровня, социальной среды и воспитания. В отечественной литературе проблема целостного рассмотрения личности и болезни поднималась в трудах таких врачей-интернистов, как М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, Н.И. Пирогов и другие.

(Гольдшейдер А., 1926) Создается самим больным на основе его ощущений и переживаний, связанных с его физическим состоянием Уровни: 1) «сенситивный» — основан на ощущениях; 2) «интеллектуальный» — размышления о своем физическом состоянии.

Внутренняя картина болезни (Лурия А.Р., 1944; 1977) Все то, что испытывает и переживает больной — его общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни; это сочетание восприятия, ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психических травм и переживаний. Выделяет те же уровни переживания.Особое значение отводит интеллектуальной части. Переживание болезни (Ковалев В.В., 1972) Общий чувственный и эмоциональный фон, на котором проявляются ощущения, представления, связанные с болезнью. Типы переживания болезни: депрессивный, дистимический, ипохондрический, фобический, истероидный, эйфорически-анозогнозический Реакция адаптации (Шевалев Е.А., 1936) Комплекс приемов, вырабатываемых личностью в целях преодоления сознания неполноценности, переживаний ограничения своих физических и психических возможностей для преодоления изменившегося самочувствия и различных проявлений болезни. Реакции компенсаторного типа определяются концепцией болезни, которую создает пациент. Позиция к болезни (Фрумкин Л.П., Мизрухин И.А., 1970) Реакция личности по отношению к болезни. Наиболее важна реакция больных на существенные симптомы, обращающие патогенетическую сущность болезни. Отношение к болезни (Рахлин Л.Л., 1971) Сознание болезни — гнозис болезни, сдвиг в психике, отношение к заболеванию. Составляющие: восприятие своей болезни, ее оценка и переживания по ее поводу. Структура аутопластической картины болезни: 1) сензитивная сторона болезни (уровень ощущений, чувственный уровень) — локализация болей и других неприятных ощущений, их интенсивность и т.п.; 2) эмоциональная сторона болезни связана с различными видами эмоционального реагирования на отдельные симптомы, заболевание, а целом и его последствия;3) интеллектуальная сторона болезни (рационально-информационный уровень) связана с представлениями и знаниями больного о его заболевании, размышлениями о его причинах и последствиях;4) волевая сторона болезни (мотивационный уровень) связана с определенным отношением больного к своему заболеванию, необходимостью изменения поведения и привычного образа жизни, актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья.На основании этих сторон у больного создается модель заболевания, т.е. представление о ее этиопатогенезе, клинике, лечении и прогнозе, которая определяет «масштаб переживаний» (Либих С.С., 1979) и поведение в целом.

1. Нормонозогнозия — адекватный тип реагирования, при котором больные правильно оценивают свое состояние и перспективы, их оценка совпадает с оценкой врача. 2. Гипернозогнозия — больные склонны переоценивать значимость отдельных симптомов и болезни в целом. 3. Гипонозогнозия — склонность больных недооценивать заболевание. 4. Диснозогнозия — у больных наблюдаются искажение восприятия и отрицание наличия болезни и ее симптомов с целью диссимуляции или из-за страха ее последствий. 5. Анозогнозия — полное отрицание болезни как таковой (типична для наркологических больных и онкологических заболеваний).

Задача врача (медицинского психолога) — коррекция модели болезни, коррекция «масштаба переживании». Однако при этом, следует учитывать множество факторов. Например, если для успешного лечения алкоголизма анозогнозию требуется ликвидировать, то надо ли устранять таковую при онкологических заболеваниях, однозначного ответа нет. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение. Проблема здоровья человека ставится сегодня в ряд с такими фундаментальными науками, как физика, химия, биология. По своей практической значимости и актуальности, она считается одной из сложнейших проблем современной науки.

Внутренняя картина здоровья — составная часть самосознания, представление о своем физическом состоянии, которое сопровождается своеобразным эмоциональным и чувственным фоном.

Выделяют три вида здоровья: физическое, психологическое и социальное.

Физическое здоровье — важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы, обладающей интегральными качествами, которыми не обладают отдельные ее составляющие элементы (клетки, ткани, органы, системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т.е. жизни.

Физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

Содержание физического здоровья часто связывается с понятием возраста человека. Биологический возраст отражает функциональную зрелость организма, как его отдельных тканей, органов, систем, так и всего организма в целом. Для принятия решений о физическом, или биологическом, возрасте человека, а значит, и о состоянии его здоровья, в детском и юношеском возрасте используют целый ряд показателей. Критериями биологического возраста могут быть морфологические, функциональные и биохимические показатели, диагностическая ценность которых меняется в зависимости от периода развития ребенка или юноши. Морфологические критерии — скелетная зрелость (сроки оссификации скелета); зубная зрелость (прорезывание и смена зубов); зрелость форм тела (пропорции, телосложение); развитие вторичных и первичных половых признаков. Функциональные критерии — показатели, отражающие зрелость центральной и вегетативной нервных систем и опорно-двигательного аппарата. Биохимические критерии — ферментативные, гормональные и цитохимические показатели. В практической работе пользуются так называемой зубной и половой формулами. Для оценки биологического возраста в период полового созревания учитывается развитие первичных и вторичных признаков. Считается, что определить степень физического здоровья человека достаточно просто — здоровый человек удовлетворен функционированием своего организма. Эту степень здоровья достоверно устанавливает медицина, используя специальные дифференциально-диагностические приемы.

Анализируя литературу по психологии здоровья, можно выделить три основные группы психологических факторов, коррелирующих со здоровьем и болезнью: психологический заболевание здоровье

  • 1. Предрасполагающие:
    • а) поведенческие паттерны;
    • б) поддерживающие диспозиции (выносливость, оптимизм/пессимизм, сила «Я»);
    • в) эмоциональные паттерны (алекситимия, репрессивный личностный стиль). 2. Когнитивные факторы:
    • а) представление о болезни;
    • б) восприятие риска и уязвимость;
    • в) контроль.
  • 3. Факторы социальной среды:
    • а) социальная поддержка;
    • б) брак и семья;
    • в) профессиональное окружение.
  • 4. Демографические переменные:
    • а) пол;
    • б) возраст;
    • в) этнические группы и социальные классы.

1. Совладание (копинг). 2. Употребление и злоупотребление веществами. 3. Виды поведения, способствующих здоровью. 4. Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им.

1. Стрессоры. 2. Существование в болезни.

Рядом отечественных авторов (Громбах А.М., 1988; Карвасарский Б.Д., 1982 и др.) представили показатели психического здоровья и выделили четыре группы людей:

1-я группа — совершенно здоровые люди, жалоб нет; 2-я группа — легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием отрицательных микросоциальных факторов; 3-я группа — лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкие астено-невротические жалобы вне рамок трудных ситуаций, перенапряжение механизмов адаптации (в анамнезе у таких лиц неблагополучие беременности, родов, диатезы, травмы головы и хронические инфекции); 4-я группа — клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации, недостаточность или поломка адаптационных механизмов.

Переход от психологического к социальному уровню условен. На психическое здоровье воздействуют социальные факторы, семья, общение с друзьями и родственниками, работы, досуга, принадлежности к религии и т.п. Только люди со здоровой психикой чувствуют себя активными участниками в социальной системе, а само душевное здоровье принято определять как вовлеченность в общение, в социальное взаимодействие.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector