8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности лечебного процесса

Особенности лечебного процесса

Организация лечебно-диагностического процесса

Система приема больных

Система приема больных организована в соответствии с руководящищими документами и Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих». С переходом на территориальную систему медицинского обеспечения число прикрепленных контингентов к Центральной поликлинике РВСН и базирующихся на госпиталь увеличилось на 20%. Возникла необходимость разработки программ по совершенствованию системы организации приема и лечения больных в госпитале, улучшению качества работы отделений и кабинетов. В реализации принципа преемственности в работе звена «поликлиника — госпиталь», которая является важнейшим элементом территориальной системы медицинского обеспечения, определен порядок направления больных поликлиникой, объем обязательных исследований, выполняемых поликлиникой перед госпитализацией, порядок приема больных госпиталем и объем медицинской помощи в приемном отделении госпиталя.

Система диагностики

Система диагностики, организованная в госпитале, включает совокупность организационно-штатных подсистем лабораторной, лучевой, функциональной и эндоскопической диагностики.

  • Лабораторные методы позволяют в настоящее время на 90% выполнять необходимый перечень исследований. В структуре лабораторных исследований преобладают, как и в других центральных госпиталях, клинические и биохимические методы.
  • Методы лучевой диагностики, которые включают: традиционные рентгеновские исследования, рентгеновскую компьютерную томографию, ультразвуковую, рационуклидную диагностику и ангиографию.
  • Функциональные методы диагностики, которые представлены в госпитале всем спектром функциональных исследований.
  • Эндоскопические методы исследования. В настоящее время в госпитале освоены все существующие эндоскопические исследования, включая хирургические пособия. Из 7,5 тыс. исследований, выполняемых в среднем за год, 3/4 приходится на фиброгастроскопию.

Система лечения

При организации системы лечения решаются задачи подбора, расстановки и подготовки высококвалифицированных специалистов; организации системы обследования больных в отделениях; постоянного совершенствования системы лечения с учетом достижений современной медицины; обеспечения отделений необходимыми лекарственными препаратами и медицинским имуществом; контроля за соблюдением правил санитарно-эпидемиологического режима в отделениях; анализа основных показателей работы отделений и системы лечения за госпиталь в целом с выявлением проблемных вопросов; разработки предложений по совершенствованию лечебного процесса.

Система реабилитации

Система восстановительного лечения и реабилитации предусматривает не только сохранение здоровья, но и продление профессиональной пригодности и поддержание физического здоровья на основе единой системы медицинской и военно-профессиональной реабилитации. В основе восстановительного лечения по-прежнему остается индивидуальный подход с разработкой отдельных программ по восстановительному лечению при различных заболеваниях. C этой целью в госпитале созданы необходимые комфортные условия для проведения специализированного комплекса лечебно-профилактических мероприятий, полноценного восстановления здоровья военнослужащих, членов их семей и ветеранов Вооруженных сил РФ.

Приоритетные направления

Особое внимание в госпитале уделяется следующим приоритетным направлениям.

  1. Совершенствование организации кардиологической помощи.
    Создан кардиологический центр с инфарктным отделением на 100 коек. Совместно с поликлинической службой отработаны вопросы своевременной диагностики и госпитализации больных с острым коронарным синдромом (ОКС), инфарктом миокарда (ИМ), тромбоэмболией легочной артерии (ТЭЛА) и другими неотложными кардиологическими состояниями.
    Лечение пациентов проводится совместно кардиологами и эндоваскулярными хирургами. Применяется баллонная ангиопластика и стентирование больных с ОКС и ИМ в острой стадии. В год до 60 больных с различными формами ишемической болезни сердца получают рентгенэндоваскулярное пособие по неотложным показаниям, иногда сразу поступая в операционную из приемного отделения, что позволило снизить летальность при первичных инфарктах миокарда с 13 до 7 процентов.
  2. Специализированная помощь больным с инсультами, с проведением тромболизиса при ишемических сосудистых катастрофах, стентирование вертебральных артерий головы и закрытие просвета артерий при геморагических инсультах и артериовенозных мальформациях.
  3. Ангиопластика и стентирование мелких артерий голени и стоп при диабетической ангиопатии с сохранением нижних конечностей пациентам.

В госпитале функционируют современные медицинские комплексы и аппараты – ангиограф, компьютерные томографы, цифровые рентгеновские аппараты, литотриптер, гамма-камера, лапароскопические стойки, артроскоп, мониторные системы, аппараты для ультразвуковых исследований, современные лабораторные анализаторы, завершен монтаж современного оборудования центральной стерилизационной. Перечень оборудования этим не исчерпывается, однако следует отметить, что проблема дальнейшей модернизации существует.

По организации и результатам лечебно-диагностической работы Одинцовский госпиталь является одним из передовых лечебно-профилактических учреждений Вооруженных Сил РФ.

Организация лечебного процесса в стационаре

Лечение больных осуществляется в специализированных отделениях (терапевтическом, хирургическом, инфекционном, гинекологическом, родильном, детском и отделении реанимации), которые состоят из палат на 4-6 коек и вспомогательных помещений медицинского и хозяйственного назначения. Лечебный процесс осуществляют: заведующий отделением, врачи-ординаторы, старшая медицинская сестра, медицинские сестры и сестра-хозяйка.

К обязанностям зав. отделением относят руководство и контроль за лечебно-диагностической работой отделения. Он производит обход больных совместно с врачами-ординаторами, переводит больных в другие отделения, выписывает их. Зав. отделением также обеспечивает повышение квалификации врачам-ординаторам и медсестрам отделения, составляет медицинский отчет и анализирует эффективность работы отделения.

Непосредственно лечение больных осуществляют врачи-ординаторы. На одного врача приходится около 25 коек. Он осуществляет обход, делает врачебные назначения, проверяет выполнение назначенных ранее лечебных и диагностических мероприятий.

Старшая медсестра обязана организовывать труд младшего и среднего медицинского персонала, контролировать выполнение ими своих обязанностей, обеспечивать систематическое пополнение отделения мед. инструментарием, медикаментами, предметами ухода за больными, контролировать выполнение персоналом режима дня отделения, лечебно-охранительного режима, соблюдение противоэпидемического режима, вести необходимую учетно-отчетную документацию.

Палатная медсестра обязана осуществлять уход и наблюдение за больными, своевременно выполнять назначения лечащего врача, контролировать выполнение больными режима дня, вести необходимую учетную документацию.

Успех лечения во многом зависит от качества ухода за больными – гигиенического режима, оптимальных условий окружающей среды. Режим больного является лечебным и профилактическим фактором, способствующим предупреждению возможных осложнений. Для находящихся в стационаре больных устанавливается распорядок дня, который обеспечивает своевременное питание, отдых, выполнение медицинских процедур:

7.00 – подъем, измерение температуры

7.30 – 8.15 – гигиеническая гимнастика, туалет больного

8.15 – 8.30 – выполнение утренних назначений

8.30 – 9.00 – завтрак

9.00 – 9.15 – отчет дежурного персонала, смена дежурств

9.15 – 13.30 – обход врачей, лечебно-диагностические процедуры

13.30 – 14.30 – обед

14.30 – 15.00 – выполнение назначений

15.00 – 17.00 – послеобеденный отдых

17.00 – 18.00 – измерение температуры, выполнение назначений

18.00 – 19.00 – посещение больных родственниками, прогулки

19.00 – 19.45 – ужин

19.45 – 21.30 – выполнение вечерних процедур, прогулки, вечерний обход

21.30 – 22.00 – вечерний туалет

22.00 – отход ко сну

В основе лечебно-охранительного режима лежит внимание к больному, забота о нем, соблюдение этики и деонтологии медперсоналом, соблюдение дисциплины и правил внутреннего распорядка. Все это способствует скорейшему выздоровлению. К лечебно-охранительному режиму относят все меры, способствующие повышению общего психического состояния больного, устранение факторов, которые могут отрицательно влиять на больного. Важным элементом является борьба с болью, страхом перед проведением лечебно-диагностических процедур, отвлечение больного от ухода в болезнь. Для этого используют: психологическую подготовку к операции, применение обезболивающих средств, внушение веры в эффективность лечения.

Обязательной частью комплексной терапии является лечебное питание. Важно – правильное назначение диеты, которое делает врач. Каждый день диетсестра составляет меню-раскладки. К обязанностям диетсестры относят также санитарный надзор за пищевыми продуктами, их хранением, приготовлением пищи, санитарным состоянием кухни и др. Перед отпуском готовой пищи снимается проба и делается заключение о ее пригодности, которое заносится в журнал бракеража. Имеются журналы витаминизации, контроля скоропортящихся продуктов. Образцы всех блюд хранят 1 сутки в холодильнике. Пищеблок Лунинецкой больницы расположен в отдельном здании. Приготовленная пища отпускается буфетчицам, которые раздают ее больным. Ходячие больные питаются в столовой, лежачие – в палатах.

Лечебно-диагностическая служба единая для стационара и поликлиники. Она расположена в здании поликлиники и включает различного профиля лаборатории, кабинеты (рентгенологический, фиброгастродуаденоскопии, бронхоскопии, электрокардиографии и др.). Имеется отделение реабилитации, куда входят физиотерапевтический кабинет, ингаляторий, кабинет массажа. Тяжело больным все лечебно-диагностические процедуры выполняются в палате.

Обеспечение больницы лекарствами осуществляет центральная районная аптека. Лекарственные средства покупаются у государства, реже – у частных фирм и хранятся на складе ТМО. Некоторые лекарства (мази, глазные капли, растворы для парентерального введения) готовятся непосредственно в больничной аптеке. Пополнение отделения всем необходимым инструментарием и медикаментами одна из обязанностей старшей медсестры отделения.

В последнее время ЭВМ активно используются в работе больницы. В частности, имеются компьютеры в бухгалтерии, у начальника отдела кадров, в приемной главврача, что значительно облегчает работу. У зам. главврача по поликлинике имеется компьютер, где занесены данные о людях, которые участвовали в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, или были переселены в Лунинецкий район в связи с аварией; о предшествующих медосмотрах, выявленных заболеваниях и эффективности их лечения, для составления графика проведения медосмотров отдельными специалистами.

Читать еще:  Какое алт при циррозе

Основная учетно-отчетная документация больницы.

1. Отчет лечебно-профилактического учреждения Ф-30

Раздел 1 – штаты

Раздел 2 – деятельность поликлиники, диспансера

Раздел 3 – работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов)

Раздел 4 – работа диагностических отделений

Раздел 5 – антирабическая деятельность

2. Отчет о деятельности стационара Ф-14

2. Отчет о числе заболеваний, регистрируемых у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения Ф-12

3. Журнал учета приема и отказов в госпитализации Ф-001/у

4. Журнал учета приема беременных, рожениц, родильниц Ф-002/у

5. Медицинская карта стационарного больного Ф-003/у

6. История родов Ф-096/у

7. Журнал регистрации переливания трансфузионных сред Ф-009/у

8. Журнал записи оперативных вмешательств в стационаре Ф-008/у

9. Журнал записи родов в стационаре Ф-010/у

10. Журнал палаты для новорожденных Ф-102/у

11. Протокол патологоанатомического исследования Ф-013/у

12. Протокол на случай выявления у больного запущенной формы новообразования Ф-027/у

13. Статистическая карта выбывшего из стационара Ф-066/у

14. Листок учета движения больных и коечного фонда стационара Ф-007/у

15. Сводная ведомость учета движения больных и коечного фонда по стационару, отделению или профилю коек Ф-016/у

16. Направление на ВТЭК Ф-088/у

17. Выписка из медкарты амбулаторного, стационарного больного Ф-027/у и др.

Основные составляющие лечебно-диагностического или оздоровительно-профилактического процесса

Медицинский технологический процесс — это оздоровительно-профилактический или лечебно-диагностический процесс (ЛДП) управления организмом (изменением структуры и функций), который реализуется в пространстве и времени с целью улучшения его состояния.

Конечной целью оздоровительно-профилактического процесса является ликвидация отклонений в состоянии здоровья пациента (при пограничных, донозологических состояниях и ранних проявлениях болезни), а целью ЛДП — ликвидация патологии (в случае острого заболевания) или перевод пациента в ремиссию (в случае хронического заболевания). Далее при рассмотрении ЛДП будем иметь в виду и оздоровительно-профилактический процесс.

Лечебно-диагностический процесс является частным случаем процесса управления в любой технологической системе. В клинической медицине объектом исследования и управления является организм пациента и внешняя по отношению к нему среда, субъектом управления — врач.

Объект — это то, на что обращена познавательная деятельность. Субъект — противоположное объекту — мыслящее «я». Необходимо заметить, что противопоставление объекта и субъекта относительно, так как при обращении на себя (или коллег) познавательной деятельности субъект становится объектом.

По отношению к состоянию пациента врач является лицом, принимающим решения (ЛПР).

Процесс управления включает в себя четыре этапа:

1) сбор и обработка информации о состоянии объекта управления;

2) диагностика, т. е. отнесение состояния объекта к одному из известных классов состояний;

3) принятие решения о воздействии на объект;

4) реализация принятого решения.

Эти этапы представляют собой контур управления. Реальные системы управления сложнее,однако в целом такой контур управления применим к любой предметной области, в том числе к медицинскому технологическому процессу.

Задачи, которые решает врач любого лечебного отделения, однотипны и сводятся к сбору информации, решению диагностических и лечебных тактических вопросов, ведению медицинской документации. Несколько особняком стоят задачи, решаемые врачами диагностических и ряда других специализированных отделений, но в большинстве случаев они являются частным случаем задач, стоящих перед врачом лечебного отделения.

Для решения задач медицинского технологического процесса врач использует различную клинико-диагностическую информацию: жалобы больного, данные анамнеза, осмотра и физикального обследования (пальпация, перкуссия, аускультация), результаты инструментальных и лабораторных методов исследования. При этом, за исключением ознакомления с медицинскими документами других учреждений, врач получает информацию тремя способами:

• вербальным — из беседы с больным;

• сенситивным — с помощью органов чувств врача и медицинских приборов (фонендоскопа, тонометра и т.д.);

• объективизированным, основанным на результатах лабораторных и инструментальных исследований.

(Данное деление несколько условно, так как, например, современные приборы для измерения давления относятся к третьему способу получения информации.)

Процесс получения врачом информации может быть достаточно продолжительным, так как зависит от сроков поступления результатов дополнительных исследований. Рассмотрим это на примере типовой ситуации в стационаре. Сведения о жалобах и данные осмотра врач получает при первом контакте с больным и в процессе наблюдения за пациентом в отделении, данные общих анализов крови и мочи — в течение 1-х суток пребывания больного в стационаре, результаты электрокардиографии обычно на — 2-е сутки, рентгенографии, УЗИ — на 3 -4-е сутки и т.д.

Диагностические задачи включают распознавание текущего состояния организма пациента, постановку развернутого нозологического диагноза, оценку тяжести состояния больного. Кроме того, в процессе наблюдения за больным врач решает задачи оценки динамики состояния пациента и прогнозирования развития патологического процесса, включая возможность и характер осложнений, исход заболевания.

В приемном отделении пациента осматривает врач приемного отделения, выставляющий предварительный диагноз, назначающий план обследования и лечения и направляющий в лечебное отделение.

Диагноз, поставленный в приемном отделении, является для врача лечебного отделения стационара одной из диагностических гипотез, которую необходимо подтвердить или опровергнуть. При этом последовательность диагностических исследований в зависимости от получаемых в процессе обследования результатов может подвергаться коррекции, а иногда и коренной трансформации.

Аргументация врача направлена, с одной стороны, на выявление признаков, являющихся характерными для предполагаемого им диагноза, а с другой — на поиск альтернативных признаков, отрицающих другие заболевания (например, высокий рост является однозначно отрицающим болезни, при которых обязательно значительно снижается рост), т. е. используются аргументы и контраргументы или факты «за» и «против». В самом общем виде можно говорить, что одновременно с исключением одного диагноза имеет место подтверждение другого (или других) диагноза (диагностической гипотезы).

На основе диагностической рабочей гипотезы врач принимает лечебные и тактические решения при каждом контакте с больным. В ходе обследования и лечения такие гипотезы возникают, сменяя друг друга, до тех пор, пока последняя, выдержав ряд проверок, не станет окончательным и обоснованным клиническим диагнозом. Диагностический процесс можно условно подразделить на три взаимосвязанных этапа:

1) постановка первичного диагноза (предварительная гипотеза);

2) построение дифференциально-диагностического ряда (выдвижение дополнительных гипотез);

3) окончательный диагноз (обоснование окончательной гипотезы).

Общим является то, что диагностический процесс, построенный на рассуждениях о признаках и их сочетаниях, обосновывающих или отвергающих определенную диагностическую гипотезу, опирается на логику аргументации.

Лечебные задачи включают в себя принятие решений о медикаментозных и немедикаментозных воздействиях на выявленное патологическое состояние с учетом индивидуальных особенностей организма пациента и на основе оценки динамики его состояния.

Среди тактических решений врача лечебного отделения можно выделить:

1) решения о прекращении диагностического поиска, если тяжесть состояния больного такова, что не позволяет провести сложные диагностические процедуры;

2) решения о переводе пациента в отделение интенсивной терапии, если его состояние ухудшилось (осложнилось течение основного заболевания или остро возникло новое, требующее проведения интенсивной терапии);

3) решения о переводе в другое лечебное отделение, если впервые выявляется заболевание другого профиля (инфекционное, хирургическое, гинекологическое и др.), проявления которого становятся ведущими в клинической картине, или на передний план выходит сопутствующая патология. В этом случае врач может принять решение самостоятельно или пригласить врача-консультанта и принять совместное решение;

4) решение о выписке больного под наблюдение участкового врача.

Ведение медицинской документации — одна из важных составляющих медицинского технологического процесса. Сведения о всех составляющих ЛДП конкретного больного должны быть зафиксированы в медицинской карте или истории болезни. На ведение документации затрачивается большое количество времени врача. Старой и известной проблемой остается «врачебный» почерк.

Итак, в медицинском технологическом процессе на первом этапе управления осуществляется сбор и обработка информации о пациенте и его состоянии с помощью всех имеющихся в арсенале современной медицины методов. На втором диагностируется состояние организма — это может быть нозологическая диагностика, синдромальная диагностика, наконец, диагностика некоего состояния пациента, на которое необходимо реагировать. На третьем осуществляется выбор управляющих воздействий на основе прогнозирования возможных результатов их применения: выбор лечебных и профилактических мероприятий, оценка риска, связанного с их проведением, выбор тактических решений и т.д. На четвертом этапе осуществляются управляющие воздействия. После реализации выбранного комплекса управляющих воздействий вновь начинается сбор информации о состоянии пациента и(или) внешней среды для контроля состояния и своевременного внесения корректив в ЛДП. Таким образом, медицинский технологический процесс является циклическим. Все этапы управления в ЛДП осуществляются субъектом управления — врачом (ЛПР).

Читать еще:  Острый и хронический панкреатит

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8987 — | 7639 — или читать все.

Роль ортопедии в лечении болезней опорно-двигательного аппарата

К сожалению, от проявления каких-либо отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата не застрахован никто. Различные искривления или деформации позвоночника могут появиться в любом возрасте. Причин для этого может быть множество: систематическое нару

Однако подобные отклонения не являются приговором. С ними можно бороться, а самое главное ― их можно предотвратить. Именно решением данных проблем и занимается такое медицинское направление как ортопедия.

Основные характеристики методики

В целом, ортопедия является областью медицины (в частности, хирургии), изучающей врожденные, а также приобретенные болезни опорно-двигательного аппарата; также, данная медицинская область разрабатывает наиболее действенные способы борьбы с подобными недугами. Ортопедия обеспечивает не только лечение нарушений, но и их профилактику.

Современная медицина выделяет два типа отклонений:

  • врожденные ― возникают при нарушениях в развитии плода;
  • приобретенные ― могут появиться на протяжении жизни.

Поскольку появление некоторых отклонений напрямую связано с получением травм, ортопедия тесно взаимодействует с другим медицинским направлением ― травматологией. Благодаря такому взаимодействию досконально изучаются травмы, разные варианты их получения.

Кроме того, ортопедия исследует влияние травм на опорно-двигательный аппарат, а также все разрабатывает способы лечения. В ортопедию входит такой элемент медицины как ортезирование ― применение средств, временно заменяющих поврежденные элементы скелета. Также подобные средства помогают в восстановлении пораженных участков. К ним относятся корсеты, бандажи, специальная обувь.

Ортопедия тесно связана со спортивной медициной. В данном случае изучается влияние физнагрузок на человеческий организм ― и положительные, и отрицательные стороны. Помимо этого, сотрудничество с подобной медицинской сферой помогает в разработке необходимого комплекса восстановительных упражнений, в правильном проведении массажных и физиотерапевтических процедур.

Особенности лечебного процесса

В большинстве случаев ортопедия предусматривает лечение в амбулаторных условиях. Дело в том, что исправление дефектов опорно-двигательного аппарата ― это довольно непростой процесс, который требует времени и постоянного контроля специалистов. Выправление искривлений осуществляется постепенно, без причинения пациенту сильного дискомфорта.

Ортопедические процедуры выполняют высококвалифицированные специалисты, досконально знающие свое дело. Ортопеды полагаются не только на сведения, полученные в медицинском учебном заведении. Они постоянно проходят курсы дополнительной подготовки, совершенствуя свои знания и практические навыки. Каждый подкованный ортопед разбирается в костной патологии, различных видах спортивной травматологии, клинической биомеханике и реабилитации. Кроме того, специалисты данной области знают все существующие способы лечения конкретных отклонений.

Нельзя затягивать с лечением!

Как было сказано выше, проблемы с опорно-двигательным аппаратом могут появиться у людей любого возраста. Особенно таким заболеваниям подвержены дети. Их позвоночник часто искривляется вследствие неправильной осанки, что в будущем приводит к более серьезным последствиям (развивается сколиоз, кифоз).

Нередко отклонения проявляются и у взрослых. Сильные травмы пагубно влияют на функциональность всего костного аппарата, поэтому реабилитация после повреждений должна проходить под присмотром специалистов.

Помните, любой недуг гораздо легче устранять на ранней стадии. Не рискуйте своим здоровьем! Чем раньше обратитесь за помощью, тем меньше времени и сил уйдет на лечение.

Читайте так же

Отзывы наших пациентов

Выражаю благодарность М.А. Бобырю! Много лет мучаюсь болями в шее. Все прошло! Даже не представлял, что когда-нибудь избавлюсь от этой напасти!

Мусин Спартак Рамизович — это врач от Бога! Уже после первого сеанса почувствовала себя более свежо и подтянуто!

Хочу выразить огромную благодарность врачу клиники в Митино Никольскому Николаю Александровичу. После пяти сеансов мануальной терапии он в буквальном смысле поставилд меня на ноги. очень внимательный, чуткий и профессиональный доктор. Спасибо огромное за Ваш труд, успехов в Вашей трудной, но.

Очень долго выбирал клинику, для лечения межпозвоночной грыжи, по отзывам остановился на клинике Бобыря, сейчас понимаю что сделал это совсем не зря, хоть лечение было не легким, все же результат очень хороший, за это благодарю Бобыря Михаила Анатольевича и весь остальной персонал, это очень.

14.Психология лечебного процесса

ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Одной из особенностей современной медицины является возрастание роли личностных и психосоциальных факторов в развитии и течении патологических расстройств.

с достижениями современной медицины (способы продления, сохранения жизни прежде неизлечимых больных);

с развитием научно-технического прогресса и урбанизацией, их влиянием на психобиологическую реактивность человека и патоморфоз многих болезней).

В связи с этим становится всё более важными глубокий медико-психологический подход к решению задач современной лечебной практики.

Необходимо рассматривать психологию больного не только как субъекта болезни, но и как субъекта лечебного процесса, участвующего в нём, переживающего его и влияющего на его эффективность.

Болезнь как стрессовая ситуация активирует систему значимых отношений, высших регуляторных механизмов, что проявляется:

в условиях болезни и лечения, характерных способах восприятия, переживания и оценок происходящего;

в особенностях приспособительного поведения.

Знание и учёт этих механизмов реагирования на болезнь и терапию могут:

повысить эффективность лечения;

способствовать выбору наиболее точно направленных способов лечеюного воздействия.

Процесс лечения каждого заболевания сопровождается рядом психологических явлений, связанных с личностью больного, личностью врача, их положительным или отрицательным взаимодействием.

Поэтому наиболее адекватным является подход, учитывающий как соматические, так и социальные и психологические составляющие терапевтической динамики.

Психо-социальные аспекты системы «болезнь-личность-лечение».

В отечественной медицине болезнь традиционно понимается как эволюционно сложившаяся форма приспособления целостного организма в изменившихся неблагоприятных условиях жизнедеятельности (И.В.Давыдовский, 1964).

Этот сложившийся процесс обусловлен как внешними причинами, так и внутренними, в т.ч. субъективными факторами.

Всестороннее и целостное изучение проблемы «личность-болезнь-лечение» наиболее продуктивно при системном, целостном подходе, который предполагает понимание болезни как внутренне-динамической системы. Функционирование этой системы определяется широким диапазоном факторов – от генетических до социальных.

Физиологические системы организма имеют 2 тенденции – к сохранению гомеостаза и к приспособительным изменениям. Важно изучение этих свойств организма в условиях болезни и лечения.

Патологические системы имеют тенденцию к ригидности, повторению, так называемому патологическому гомеостазу, поэтому важен поиск средств, устраняющих это явление (важность неспецифической стрессовой терапии).

К стереотипам, поддерживающим патологический гомеостаз, относятся и психологические стереотипы.

Развитие и углубление психологического аспекта медицины позволило воспринимать больного, пациента не как объект диагностики и терапии, а как субъекта со сложным психологическим миром, индивидуально реагирующего на болезнь и условия среды.

При наличии «субъектно-объектных» отношений врача и больного, когда больной – объект диагностических и терапевтических действий, врач воспринимает пациента как носителя определённого симптома, вне его индивидуальных психологических реакций, в т.ч. влияющих на течение болезни (страх, тревога).

«Субъектно-субъектные» отношения предполагают понимание врачом как индивидуального психологического мира пациента, так и особенностей его актуальной ситуации. Устанавливаются отношения «партнёрства», пациент активно участвует в процессе лечения. Это – так называемый личностный подход в медицине.

Больной как субъект лечения.

Актуальной проблемой современной медицинской психологии является проблема взаимоотношения личности и болезни, личности и лечения.

Хотя личность каждого человека является уникальной, существуют общие закономерности её функционирования, позволяющие врачу применять определённую систему психологического воздействия.

Психологический мир конкретного больного, его поведение существенным образом связаны с иерархией в системе его отношений, ценностей и мотивов, взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых механизмов психологической защиты.

При анализе психологии больного и лечебного процесса используются следующие следующие психологические характеристики личности:

а) Личность как система отношений (А.Ф.Лазурский, 1923; В.Н.Мясищев, 1960): определяющей структурой личности является система её отношений с действительностью.

Читать еще:  Механизм образования камней

Личность, с одной стороны, является результатом общественных отношений, а с другой – выражает себя через взаимосвязь с другими людьми.

Эта система (отношений) формируется в процессе жизни человека (его история) и внутренне определяет его переживания, действия, в т.ч. и реакцию на болезнь.

Это отношение, действие может быть осознанным и неосознанным (незрелые формы).

Т.о., важно выяснить как историю больного, так и его актуальную ситуацию, это ведёт к пониманию внутреннего мира пациента.

Самосознание – одна из сторон сознания, в т.ч. и в ситуации пациента:

самооценка как отношение к себе в ситуации болезни и лечения.

Повышение самооценки у больных (в процессе психокоррекции, психотерапии) приводит к укреплению личности, повышению активности и ответственности пациента.

c) Мотивация к лечению.

Болезнь может изменять структуру и динамику мотивационной сферы личности.

Начинает доминировать потребность в безопасности, возможны противоречия, конфликты или ослабление других мотивов.

Это влияет и на мотивацию к лечению. Может быть искажённая мотивация к лечению:

лечение – самоцель (появление патологического мотива);

лечение нежелательно (скрывание болзни);

лечение на словах желательно, а по действиям – безразлично.

Задача врача – выявить мотивацию к лечению, способствовать выработке сознательной мотивации на активное преодоление болезни (важно найти то, что значимо для пациента).

Важно учитывать особенности личности, определяемые возрастом.

Детипреимущественно эмоциональный тип реагированиявоздействие преимущественно на эмоциональную сферу Подростки пик акцентуаций учитывание особенностей акцентуаций характера

Пожилой возраст особые формы реагирования учитывание их.

H.Lewicka – Wysocka (1975) – типы реакций пожилых людей в неблагоприятных жизненных обстоятельствах:

установка на изоляцию (в т.ч. не вытекающая из потребности в одиночестве);

гиперкомпенсация – подчёркивание своих возможностей, активности, стремление сохранить прежний статус в обществе;

реакция отрицания старения (навёрстывание упущенного);

реакция протеста против молодого поколения (критика, нетерпимость);

извлечения выгоды из факта старости (бегство от ответственности);

Т.о. важен подход с учётом возрастных особенностей личности больного.

Психологическая картина болезни.

Начало личностного подхода в медицине связано с именами великих отечественных клиницистов – М.Я.Мудрова, С.П.Боткина, Г.А.Захарьина, Н.И.Пирогова. В последующем этот подход развивался на основе положений теории нервизма (И.М.Сеченов, И.П.Павлов).

Большему пониманию роли и взаимосвязи биологических, психологических и социальных факторов в происхождении и развитии болезни способствовали работы С.С.Корсакова, В.М.Бехтерева, Т.Ф.Ланга.

Наконец, появились концептуальные схемы, раскрывающие внутренний мир больного человека (А.Р.Лурия «Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания»).

Внутренняя картина болезни – это интегральная характеристика, это весь комплекс переживаний и ощущений больного, его эмоциональных и интеллектуальных реакций на болезнь и лечение.

Это не просто представление о жалобах больного, а соотношение болезни с представлением о личности, включая культурный уровень, социальную среду, условия воспитания.

Сознание болезни объединяет:

отношение к ней,

суждения по поводу болезни,

комплекс вызванных ею чувств.

ТИПЫ отношения к болезни (по А.Е.Личко, Н.Я.Иванову, 1983).

В исследовании внутренней структуры болезни важно выяснить:

«модель ожидаемых результатов лечения»,

т.к. больной сопоставляет полученный результат с предполагаемым.

Гипонозогнозия может формировать представление о «сверхоптимальных» результатах.

Гипернозогнозия – о «минимальных» результатах лечения.

Медицинский персонал — ключевой ресурс лечебного процесса

В последние годы большое внимание уделяется стилю ведения лечебного процесса, который во многом определяет терапевтическую среду в медицинском учреждении и положительные результаты лечения. С одной стороны, профессиональные деформации и синдром выгорания у медицинского персонала являются одним из важных источников формирования деструктивной терапевтической среды, с другой, — доминирующая терапевтическая идеология и среда в медицинском учреждении могут способствовать развитию синдрома выгорания у сотрудников.

В.Д.Вид и Е.И.Лозинская (1998) проанализировали зависимость частоты развития синдрома выгорания от терапевтической идеологии у психотерапевтически и биологически ориентированных врачей-психиатров и психологов. Исследователи пришли к выводу, что особенности лечебной идеологии существенно влияют как на самочувствие врачей, так и на состояние пациентов.

У врачей, использующих не только биологические, но и психотерапевтические методы лечения, синдром выгорания встречался реже, чем у специалистов, которые применяли в лечении только фармакологические средства и не работали с пациентом и членами их семей, используя методы психотерапии и социоте-рапии. Кроме того, длительность ремиссий у пациентов также зависела от лечебной идеологии и была короче при использовании только биологической терапии.

Поэтому применение новых реабилитационных технологий, в которых наряду с традиционным биологическим подходом используются психотерапевтические методы лечения и социальные вмешательства, не только полезно для пациентов, но и способствует личностному и профессиональному росту медицинского персонала.

Качество обслуживания пациентов во многом определяется компетентностью и личностными характеристиками медицинского персонала. Особенно четко эта взаимосвязь прослеживается при лечении пациентов с психическими и поведенческими расстройствами, где использование инструментальных технологий в диагностическом и терапевтическом процессах минимально, а ключевым ресурсом лечебного процесса является медицинский персонал. Наряду с клинической компетентностью очень важны личностные качества и установки персонала, которые целесообразно рассматривать еще на стадии профессионального отбора.

Личные качества, желательные и нежелательные для персонала служб психического здоровья

Желательные черты
1. Сильное чувство «Я», способность сохранять душевное равновесие в неопределенности.
2. Отсутствие предубежденности: принимающая и неосуждаю-щая позиция.
3. Терпеливость и ненавязчивость.
4. Практический подход, ориентация на решение проблем.
5. Гибкость.
6. Эмпатия.
7. Оптимизм и способность поддержать.
8. Спокойная твердость.
9. Чувство юмора.
10. Скромность.
11. Умение учитывать обстоятельства.

Нежелательные черты
1. Склонность к спасительным иллюзиям.
2. Постоянное искажение информации.
3. Пессимистические взгляды.
4. Использование клиентов в своих целях.
5. Стремление к чрезмерному контролю над другими и потребность делать за них работу.

6. Подозрительность и склонность обвинять других.

Помимо вышеперечисленных личностных характеристик, для работы в некоторых подразделениях психиатрической службы требуются дополнительные умения и личностные свойства. Например, работа в отделениях для принудительного лечения (Л.Н. Юрьева, 1996).

Перечень профессионально важных качеств для профессии «медицинская сестра отделения со строгим наблюдением»

1. Коммуникативные свойства личности
— Умение донести до собеседника свои мысли и намерения.
— Способность найти нужный тон, соответствующую форму обращения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника.
— Умение быстро установить контакт с новыми людьми.
— Способность разумно сочетать деловые и личные контакты с окружающими.
— Умение согласовывать свои действия с действиями других людей.
— Умение дать объективную оценку действиям других людей.

2. Наблюдательность
— Способность вести наблюдение за большим количеством переменных исследуемого объекта, а также за большим числом объектов одновременно.
— Умение подмечать самые незначительные изменения в исследуемом объекте.
— Умение отбирать при наблюдении материал, необходимый для решения данной проблемы.

3. Аттенционные свойства личности
— Способность долгое время сохранять сосредоточенность, несмотря на усталость и посторонние раздражители.
— Умение распределять внимание при выполнении нескольких действий или задач.
— Способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

4. Мнемические свойства личности
— Хорошая память на внешность и поведение человека.
— Способность точно воспроизводить требуемый материал в нужный момент.

5. Эмоциональные свойства личности
— Эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений.
— Уравновешенность, самообладание во время конфликтов.
— Способность переживать то, что переживают и чувствуют другие.

Следует отметить, что при работе с пациентами, страдающими психическими и поведенческими расстройствами, важны не только индивидуальные профессиональные и личностные характеристики медицинского персонала, но и взаимоотношение в системе младший и средний медперсонал—врачи—психолог (психотерапевт)—больной—члены его семьи. Особую значимость для успешного лечения пациентов приобретает характер этого взаимодействия при использовании новой реабилитационной технологии — бригадного принципа построения лечебной деятельности, где наряду с традиционным медицинским подходом используются психологические методы лечения и социальные вмешательства.

Полноценная работа с больным неотделима от адекватной интроспекции самого медицинского персонала. Личностные особенности и качества отдельных членов терапевтической бригады являются действенными факторами терапевтической среды. С одной стороны, бригадный подход способствует социальной интеграции и повышению качества жизни пациентов, а, с другой, — личностному и профессиональному росту членов терапевтической бригады (ТБ) и минимизирует «синдром выгорания».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector