5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преимущества и недостатки такого метода обследования

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ НАБЛЮДЕНИЯ

Методу наблюдения присущи как достоинства, так и недостатки. Этому уделено много внимания в книге ученых ГДР «Процесс социального исследования».

Достоинства метода наблюдения:

1. Дает возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность.

2. Позволяет фиксировать события и элементы че­ловеческого поведения в момент их совершения, в отличие от других методов сбора первичной социологи­ческой информации, которые основываются на пред­варительных или ретроспективных суждениях рес­пондентов.

3. Отсутствуют опосредующие звенья, осуществ­ляется прямой контакт между исследователем и иссле­дуемым объектом, что дает возможность получать бо­лее достоверную, объективную и оперативную инфор­мацию о действиях людей в определенных социальных ситуациях, т. е. о социальных фактах.

4. Помогает полнее и точнее понять смысл поведе­ния или каких-либо действий наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакции на происхо­дящие события.

5. Исследователь в определенной степени не зави­сит от объекта исследования, т. е. он может собирать факты независимо не только от умения, но и желания наблюдаемых говорить.

Недостатки метода наблюдения можно свести к двум группам: объективные (независимые от наблю­дателя) и субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя и установками наблюдателя и наблюдаемых).

Объективные недостатки метода:

1. Редко может быть использован при наблюдении больших совокупностей.

2. Сложность, а порой и невозможность повторе­ния наблюдения.

3. Часто возникают трудности при фиксации и описании исследуемых явлений, необходимость де­лать эту работу после проведения наблюдения.

4. Ограничена возможность получения данных о целях и мотивах поведения.

5. Возможность проведения лишь в момент совер­шения события. Для изучения прошлого, например, выяснения природы социального энтузиазма в 1920-е годы, потребуется использовать другие методы: анализ документов, свидетельства очевидцев, кинохроники, художественной литературы. Таким образом, в данном случае будет анализироваться опосредованное наблю­дение. Опыт прошлого наблюдения станет объектом исследования другими социологическими методами.

6. Ограниченность наблюдения временем совер­шения интересующего наблюдателя события.

7. Высокая трудоемкость. Часто для сбора первич­ной информации привлекается большое число людей с достаточно высокой квалификацией.

8. Массовое наблюдение с применением кино-и фотоаппаратуры, звуко- и видеозаписи является од­ним из самых дорогостоящих методов сбора первич­ной социологической информации.

9. Не все социальные факты поддаются непосред­ственному наблюдению, целый ряд областей оказыва­ется почти или полностью недоступным изучению с помощью наблюдения (например, семейные и сексу­альные отношения, поведение людей в критических ситуациях и т. п.).

Субъективные недостатки метода:

1. Возможно невольное вмешательство исследова­теля в естественный ход событий.

2. Значительная вероятность ошибок в связи с воз­никновением «барьера субъективности» при интер­претации событий. Результатом наблюдения оказыва­ется не просто констатация факта как такового, факта самого по себе, а констатация той или иной интерпре­тации наблюдаемого факта исследователем. А так как интерпретация может быть ошибочной, то появляется вероятность расхождения результатов наблюдения с действительностью. Ведь исследователь не просто наблю­дает, наблюдая он по-своему понимает, а поэтому, обычно незаметно для себя, по-своему интерпретирует то, что увидел в свете своих теоретических пред­ставлений, предшествующего опыта, эмоционального состояния. Таким образом, в объективную картину на­блюдаемого он вносит некий субъективный элемент, а с ним возможность субъективных искажений.

3. На качество получаемой информации может ощу­тимо повлиять различие в социальном положении наблю­дателя и наблюдаемых, несхожесть ценностных ориента­ции, стереотипов поведения, интересов и т. д. Например, часто в бригаде рабочих обращение друг к другу на «ты» является нормой для всех ее членов. А исследователь, ко­торый не привык к такой форме обращения в своей сре­де, может оценить это как неуважение, фамильярное от­ношение молодых рабочих к старшим. Полностью и быстро охватить ситуацию, правильно оценить ее, избе­жать отмеченные и другие ошибки, позволяет близость социального положения наблюдателя и наблюдаемых.

4. Личностные особенности наблюдателя определен­ным образом сказываются на его впечатлениях, а значит и на качестве фиксируемых показателей.

Возможен эффект «снисходительности» наблюда­теля по отношению к наблюдаемым, который нахо­дит свое выражение в тенденции оценивать ситуа­цию преувеличенно положительно. Это происходит в том случае, если наблюдатель считает, что отрица­тельный результат наблюдения может принести ему неприятности. В одних случаях причиной эффекта «снисходительности» могут выступать: забота иссле­дователя о своем престиже, проявление симпатии к наблюдаемому или личные связи с ним, поверхно­стное выполнение исследования.

Порой возможна ошибка «контрастности». Она ос­новывается на склонности наблюдателей, чаще всего неосознанной, при оценке других людей игнорировать или отрицать у них такие черты характера, которые свойственны им самим, что приводит к подчеркива­нию только тех признаков, которые якобы противопо­ложны их собственным. Например, темпераментный будет считать, что другие люди, на­оборот, излишне вялы, рассудительны и малоэкспрес­сивны.

5. Включенный наблюдатель может утратить объ­ективность, занять позицию тех, в среде кого он дейст­вует. Неразрывная связь наблюдателя и объекта на­блюдения накладывает определенный отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию.

6. Изменение характера оценки происходящего со стороны наблюдаемого. Так, например, иногда наблю­даемые, зная, что являются объектом изучения, искус­ственно меняют характер своих действий, чтобы под­строиться под то, что по их мнению, хотел бы видеть наблюдатель.

7. Восприятие социальных явлений исследовате­лем и их интерпретация всегда эмоциональны и тем сильнее, чем теснее связь исследователя с наблюдае­мым (наблюдаемыми). Наличие у наблюдателя опреде­ленного ожидания в отношении поведения наблюдае­мого часто ведет к формулированию конкретной точ­ки зрения на происходящее. Такое ожидание может возникнуть, если до проведения наблюдения наблюда­тель и наблюдаемый контактировали.

Например, «пер­вое впечатление» или ряд встреч может вызвать опре­деленное смещение акцентов в картине наблюдения. Если сложились благоприятные впечатления о наблю­даемом, то наблюдатель переносит их на наблюдаемую им ситуацию и при анализе происшедших событий оценивает их неоправданно положительно. А если на­оборот, после предварительных контактов сложилось негативное ожидание (скепсис, недоверчивость, пре­дубежденность), то это может привести к преувели­ченно отрицательной оценке деятельности наблюдае­мого, к повышенной жесткости в оценке происходя­щего.

Существует, так называемый, «гало-эффект» (оре­ол престижа). Он основан на общем впечатлении, ко­торое наблюдаемый производит на наблюдателя, и ве­дет к поверхностным обобщениям в восприятии и классификации. Например: наблюдатель отмечает у наблюдаемого ряд положительных актов поведения, которые, по его мнению, особенно существенны. И это является основанием для того, чтобы в дальнейшем приписывать ему другие хорошие свойства, фактичес­ки их не наблюдая. Часто наблюдатель в силу разных причин может повторно оказаться под впечатлением одного и того же личностного признака наблюдаемого, и это способствует нередко еще большему снижению объективности его суждений. Как правило, при длительном знакомстве гало-эффект становится еще сильнее.

8. Возможна «ошибка моделирования» (или иначе логическая, теоретическая ошибка). Это происходит, когда исследователь вместо наблюдения использует дедуктивный вывод, что определенные признаки лич­ности должны быть сходными или взаимосвязанными между собой (или противоречить друг другу). Напри­мер, может быть сделан «логический» вывод, что при­ветливые люди добродушны, а добродушные — довер­чивы, или что красноречивые люди культурные, а культурные люди — красноречивы. Носящим шляпу может приписываться интеллигентность, а полным — добродушие.

10. Влияние настроения наблюдателя во время проведения наблюдения. Настроение может отрица­тельно влиять как на характер восприятия событий, так и на оценку результатов наблюдения, особенно ес­ли у исследователя нет никакого желания наблюдать объект изучения.

Основной способ устранения влияния негативных факторов на результаты наблюдения — тщательная под­готовка наблюдателя, неоднократное наблюдение изучаемого социального объекта (как одним и тем же на­блюдателем, так и разными исследователями) и сочета­ние его с другими способами сбора информации (напри­мер, опросом, анализом документов, экспериментом).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Разнообразие методологий исследования, достоинства и недостатки применяемых методов

Выбор метода маркетингового исследования связан с ответом на вопрос «каким образом планируется изучать объект исследования». Различают три метода:

  • 1) эмпирический;
  • 2) экспертный;
  • 3) экономико-математические методы (ЭММ).

Эмпирический метод основывается на изучении действующих объектов с помощью различных методов сбора информации. Эмпирические методы могут быть востребованы для всех видов маркетинговых исследований, так как основаны на исследовании реальных объектов. Преимуществом данного метода является объективность и многообразие приемов сбора информации, недостатком — трудоемкость, длительность сбора информации и, как следствие, высокие затраты.

Экспертные методы предполагают сбор мнений об объекте исследования специалистов-экспертов в определенной области. Они могут быть востребованы практически для всех видов маркетинговых исследований, но в первую очередь для поисковых и прогнозных. К преимуществам данных методов относят синтез опыта для получения новых знаний; возможность получения количественных оценок в случаях, когда отсутствуют статистические сведения; быстрота получения результатов. К недостаткам — достоверность и надежность результатов исследования зависит от компетентности экспертов; субъективность результатов; трудоемкость процедуры сбора информации; необходимость определения достоверность и надежности экспертных оценок; потребность в высококвалифицированных специалистах для проведения опроса экспертов.

ЭММ основываются на математическом моделировании изучаемых объектов с целью прогнозирования их будущего состояния, оптимизации решений, установления причинно-следственных связей. Основной проблемой является построение адекватной модели, т. е. образа некоторого объекта, отражающего его существенные свойства и замещающего его в ходе исследования. Сильные стороны ЭММ: научный подход, статистическая достоверность; формализация информации; возможность оперативного анализа множества вариантов маркетинговых действий и выбора наилучшего решения на основе заданных критериев. Слабые стороны ЭММ: трудоемкость построения модели; значительные затраты средств на организацию исследовательской работы и оплату труда специалистов; невозможность охвата модели все наиболее существенные факторы, учесть внезапные изменения, негибкость реакции модели; использование в описании объекта только количественных оценок.

Чтобы быть пригодной для использования информация должна обладать следующими основными свойствами:

  • — достоверность;
  • — актуальность;
  • — полнота;
  • — релевантность (соответствие решаемой проблеме);
  • — сопоставимость;
  • — доступность для восприятия;
  • — экономичность.
Читать еще:  Общая характеристика жирового гепатоза

Все перечисленные требования к свойствам маркетинговой информации должны выполняться одновременно. Кроме того, по указанным свойствам можно добавить ряд второстепенных свойств, обеспечивающих удобство использования информации, например, адресность, возможность быстрой передачи, возможность многократного использования, возможность неограниченного хранения во времени, пригодность для принятия различных решений.

Источники получения информации могут быть различные. Информация, собираемая впервые в соответствии с поставленными целями, называется первичной. Чаще всего такая информация собирается полевыми методами. Если информация была собрана до проведения исследования исходя из каких-то других целей в соответствии с методикой, выбранной другими исследователями, то ее относят в разряд вторичной информации. Сбор информации такого рода производится кабинетными методами. Именно поэтому данные методы часто называют методами работы с документами. В то же время такие методы могут быть необходимы для обработки некоторых результатов исследований, полученных с помощью полевых методов.

Главными достоинствами использования полевых исследований являются то, что они проводятся в соответствии с целями исследования; методика сбора информации контролируется фирмой, инициировавшей исследование; результаты надежны и недоступны конкурентам. Однако существуют и недостатки, например, подход к изучению объекта может быть ограниченным, качество исследования в значительной степени зависит от квалификации персонала; некоторые виды информации не могут быть получены фирмой самостоятельно с помощью полевых методов; процесс сбора информации является длительным, дорогим и трудоемким, а также связанным с коммуникационными проблемами.

Преимуществами использования кабинетных исследований являются быстрота и дешевизна; возможность мониторинга основных рыночных тенденций, динамического изменения различных объектов; возможность получения данных, которые фирма не в состоянии получить самостоятельно; задействование нескольких источников, что позволяет сопоставлять данные, выявлять различные подходы к решению проблемы; совмещение процессов сбора и анализа информации. К главным минусам применения кабинетных исследований относят затрудненность проверки достоверности и надежности информации; низкая релевантность информации; высокий риск устарения информации; неполнота, противоречивость данных; в силу возможной фрагментальности информации — длительность процесса ее сбора.

Наиболее популярными методами сбора первичной информации о потребителях являются:

  • а) предварительный анализ — поиск путей разрешения проблем в современной научной литературе и исследовательских отчетах, статистических сводках и научно-информационных базах данных. Это начальный этап исследований, часто позволяющий существенно сократить стоимость и продолжительность исследовательской работы. Иногда этого этапа бывает вполне достаточно для определения путей совершенствования рекламных коммуникаций.
  • б) наблюдение — включенное или невключенное (скрытое). Может проводиться как традиционным способом, так и с помощью различных технических средств. Особенностью научного наблюдения является его целенаправленность — четкое ориентирование на исследование определенных параметров коммуникации, и формализуемость — определение системы показателей и индикаторов, подлежащих регистрации. Наблюдение целесообразно применять для изучения восприятия людьми информационно-рекламных сообщений, особенностей чтения газет и журналов, восприятия товаров в торговых залах.
  • в) опросы (письменные и устные). Опросы могут проводиться в виде уличного или домашнего интервью, интервью по телефону, почтового опроса, разнообразных анкет для покупателя. Для обеспечения достоверности и практической применимости получаемых данных, перед проведением опроса составляется программа исследования, в которой четко фиксируются поставленные заказчиком цели, определяется целевая аудитория (генеральная совокупность), на основе предварительного исследования проектируется выборка. Основной момент подготовки к исследованию — составление анкеты или опросного листа. Многое зависит от искусства сформулировать вопросы, правильно расположить их. К сожалению, часто встречаются анкеты, составленные непрофессионально, отражающие поверхностное мнение людей, а не их глубинные потребности и механизмы поведения, вызывающие явное или скрытое отторжение опрашиваемых. Такие вопросы приводят к недостоверным данным и неточным выводам. Обработка ответов на вопросы не ограничивается простой констатацией, а включает в себя выявление сложных зависимостей.
  • г) анализ маркетинговых данных, имеющихся у предприятия (организации): всех наличных сведений о клиентах и покупателях, отчетов об объемах продаж и ассортименте проданных товаров, базы данных входящих телефонных звонков. Использование современных пакетов статистических программ (SPSS, Statistica и др.) позволяет «вытянуть» психологические характеристики целевой аудитории из набора разноплановой и, казалось бы, малозначимой информации. Часто уже только применение этого метода дает возможность сделать важные выводы и предложить практические рекомендации для совершенствования маркетинговых коммуникаций;
  • д) личностные опросники и тесты. Они применяются в том случае, если необходимо составить психологический портрет целевой аудитории, учесть влияние личностных особенностей покупателей или клиентов на их поведение. Современная психодиагностика насчитывает несколько тысяч методик изучения личностных характеристик. Опытный специалист сможет не только подобрать необходимый тест или опросник, но и «настроить» его к конкретной аудитории и цели исследования. Несмотря на мнимую простоту ряда открытых для широкой публики методик, их бездумное применение может дать в лучшем случае недостоверные результаты, а в худшем — стать причиной психологической травмы испытуемых и подорвать репутацию фирмы. [6]

Достоинства и недостатки метода тестов

Одной из самых распространненых методик являются тесты. Тест — фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных психологических различий.

Классификация:

1) по предмету тестирования:

а) интеллектуальные — позволяют измерить степень развития умственных способностей.

б) личностные — измерительные неинтеллектуальные проявления личности (эмоции, мотивы, свойства личности и т.п.)

2) По форме процедуры обследования:

а) Индивидуальные тесты

б) Групповые тесты

3) По характеру тестового материала:

а) бланковые тесты — тестирование в форме различных бланков;

б) аппаратурные тесты — используются компы, аудио и видео техника и т.п.

4) По особенностям использования тестов:

а) вербальные (словарные тесты)

б) практические (мануальные) — манипуляции предметами (составить фигуру и т.п.)

Характеристики психологических тестов

Валидность – соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен.

— Надёжность – свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надёжность как внутренняя согласованность – направленность всех элементов тестовой щкалы на измерение одного качества.

Под тестами следует понимать методики, которые состоят из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответа. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами, и после этого сравнения формулируются стандартные диагностические заключения.

ДОСТОИНСТВА:

1. Стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации исполнителя.

2. Оперативность и экономичность. Тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется полминуты, а весь тест – не более часа. , может тестироваться вся группа.

3. Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяют рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам.

4. Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности.

5. Надежность. тест охватывает основные разделы учебной тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности.

6. Справедливость. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора.

7. Возможность компьютеризации. Компьютеризация – это мощный инструмент обеспечения информационной безопасности (достоверности диагностики).

НЕДОСТАТКИ:

1) опасность «слепых» (автоматических) ошибок .

2) опасность профанации. Внешняя легкость проведения тестов привлекает людей, не желающих серьезно знакомиться с психодиагностикой

3) потеря индивидуального подхода, стрессогенность Тест предназначен для всех. Довольно вероятна возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека (тем более ребенка). Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует – особенно в ситуации аттестационного тестирования, У людей с пониженной стрессо устойчивостью возникает даже определенное нарушение саморегуляции –они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах

4) потеря индивидуального подхода, репродуктивность. Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний;

5) отсутствие возможности раскрыть индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов

6) отсутствие доверительной обстановки. Процедура тестирования может создать у испытуемого впечатление, что психолог мало заинтересован в нем лично, в его проблемах и трудностях.

7) потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность. Иногда неквалифицированные тестологи обрушивают на ребенка тесты, слишком сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов.

23. Проективные тестовые методики. Общая характеристика.

Проективные методики основаны на выявлении проекции по результатам эксперимента с последующим их анализом.

Особенности:

1. Особенностями стимульного материала;

Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.

2. Особенностями поставленной перед респондентом задачи;

Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники,

3. Особенностями обработки и интерпретации результатов.

Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Классификация проективных методик (по Л.Франку)

1. Конститутивные. Требуется структурирование и оформление стимула; придание ему смысла.

Тест Роршаха; Словесный тест ассоциаций (Гальтон); тест «Словарь» (исследование индивидуального тезауруса, кругозора).

2. Конструктивные.

Создание из оформленных деталей осмысленного целого.

Читать еще:  Пигментация при болезни печени

Тест Мира (232 модели предметов, распр. по 15 категориям (дома, деревья, животные и др. Необходимо создать «свой мир»). М. Ловенфельд. Сценотест (как игра в куклы).

3. Интерпретативные (интерпретационные). Необходимо истолковать какую-либо ситуацию, событие. ТАТ и его модификации.

4. Катартические. Психодрама.

5. Рефрактивные. Речь, почерк.

Далее – не по Франку.

6. Экспрессивные. Рисование на свободную или заданную тему.

7. Импрессивные. Предпочтение стимулов. Люшер, Сонди.

7. Аддитивные Завершение рассказа, ситуации, истории. Розенцвейг; Рука; Системный тест семьи Т.Геринга; Незаконченные предложения и их модификации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10016 — | 7791 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Линейная томография

И хоть линейная томография, как метод диагностики, широко используется для определения большого количества заболеваний, принцип его применения очень простой. Специальное оборудование проводит «просвечивание» человеческого организма и таким образом обследует необходимые ткани. Так можно получить информацию даже о тех органах и системах, которые находятся далеко от верхних тканей.

Что это такое?

Линейная томография – это метод рентгенологического исследования, который позволяет получить снимок того слоя ткани, который находится на определенной глубине. Основным фактором является перемещение одного из трех присутствующих компонентов диагностики: рентгеновских трубки и пленки или объекта диагностики.

Самым распространенным способом является перемещение трубки и пленки, в то время, как объект исследования остается неподвижным. Если пленка и кассета перемещаются одновременно в разных направлениях, то это позволяет получать четкий снимок именно объекта исследования, в то время, как все остальные органы получаются размытыми.

Метод является высокотехнологическим и высокоточным, что сводит к минимуму возможность постановки неправильного диагноза. Опытный специалист по результатам диагностики не только сможет определить наличие заболевания, но и сможет сказать на какой стадии оно находиться и как быстро развивается.

Преимущества и недостатки метода

Линейная томография имеет ряд преимуществ перед другими рентгенологическими методами:

  • четкость картинки очень высокая, что позволяет диагносту увидеть даже маленькие сосуды и патологии в легких;
  • на результат томографии не влияют вдохи и выдохи пациента – колебания тканей не влияют на четкость снимка;
  • можно увидеть скрытые части тканей с разных сторон.

Использование РКТ (рентгеновской компьютерной томографии) позволяет сделать процедуру еще более современной и действенной. Препарат сканирует необходимый участок тела и очень точно выявляет повышенные плотности тканей. Это позволяет определять характер опухоли на самых ранних стадиях, локализировать ее и свести к минимуму последствия.

Для диагностики каких заболеваний можно использовать

Самых высоких результатов можно добиться при исследовании легких и других органов дыхательной системы. Без линейной томографии не может обойтись диагностика рака легких, а также периферического рака. Еще одним преимуществом метода является возможность диагностировать возникновение онкологических заболеваний на самых ранних этапах, что положительно влияет на шансы пациента полностью избавиться от болезни. Также это позволяет сократить лекарственную нагрузку на и без того ослабленный организм, сэкономить средства и время на лечение.

Линейную томографию используют:

  • для обнаружения чужеродных тел в тканях организма;
  • для выявления разного рода патологий;
  • чтобы увидеть размер увеличенных лимфоузлов;
  • для обнаружения опухолей, стенозы бронхов;
  • чтобы исследовать корень легких;
  • если после проведения анализов есть подозрение на наличие воспалительного процесса в легких, но обычный рентген не может его обнаружить;
  • чтобы увидеть глубокие очаги воспалительных процессов;
  • чтобы оценить степень заболевания легочных тканей.

Также большой популярностью линейная томография пользуется при обследованиях горла, урологических болезней, а также желчных путей.

Как происходит процедура

Для «считывания» информации рентгеновская трубка движется по спирали и снимает ткани на необходимой глубине. Все данные выводятся в виде цифровой информации. Те участки тканей, которые не нужны для исследования, становятся на снимке размытыми и не мешают для диагностики.

Изображение после проведения такой диагностики получается очень четким, что является большим преимуществом перед обычным рентгеном. Этот факт делает томографию еще более ценной для современной диагностики. Процедура происходит довольно быстро, но это никак не влияет на ее качество. Небольшое количество времени, которое пациент проводит внутри аппарата, является еще одним плюсом этого метода. Так, снимок можно сделать только на одной задержке дыхания.

Такое преимущество очень положительно влияет на диагностику пациентов пожилого возраста, маленьких детей или сложных больных, которые просто физически не могут долгое время проводить процедуру. Высокая скорость работы томографа позволяет лишний раз не нагружать организм большим количеством рентгеновского излучения, что также дает положительный эффект на состояние здоровья пациента. Все эти факторы к минимуму сводят возможность возникновения побочных эффектов.

Как подготовиться к обследованию

Перед процедурой пациенту нет надобности изменять свой режим питания или делать какие-то особые приготовления. Во время исследования также не требуется соблюдения особенных норм и правил. Все приготовления заключаются в следующем:

  • На пациенте не должно быть никаких металлических предметов, поэтому любые украшения или часы необходимо снять. Если какой-то металлический предмет все-таки попадет в круг действия магнитного поля, то это не сможет навредить пациенту или аппарату, но негативно повлияет на качество снимка.
  • Процедура требует неподвижного пребывания пациента внутри аппарата. Важно расслабиться или даже закрыть глаза.

Во время проведения обследования пациент должен ложиться на стол. Положение тела выбирается в зависимости от целей диагностирования – на спину, на бок или лицом вниз. Аппарат сканирует определенную часть организма в разных проекциях.

Использование такого метода диагностики, как линейная томография, позволяет с большой четкостью и точностью определить наличие уплотнений и инородных тел даже в самых глубоких тканях организма. Определение наличия раковых опухолей на ранних этапах делает его практически незаменимым при диагностике онкологических болезней.

Задачи и организация психологического эксперимента

Психологический эксперимент — исследование, которое может проводиться в разнообразных условиях. Для получения определенной научной информации исследователи намеренно вмешиваются в жизнь подопытного, наблюдая за изменениями его мышления, поведения. Проводимые исследования считаются самостоятельной методикой практической психологии.

Основные задачи исследования

Главная задача проводимых экспериментов — понимание связи в формуле R=f (S, P). Расшифровка:

  1. R — обозначение реакции испытуемого.
  2. S — обозначение ситуации.
  3. P — обозначение испытуемой личности.

При этом f — вид функции. Таким образом ученые создают условия для определения реакции на создаваемую обстановку. Чтобы определить психическое состояние человека, полученные результаты анализируются.

Возможности и ограничения

Естественный эксперимент в психологии имеет ряд возможностей и ограничений. Возможности:

  1. Получение информации о внутренних, внешних условиях активности испытуемого.
  2. Возможность увидеть скрытые качества личности, свойства, их развитие.
  3. Получение информации о мотивах, методах, поведении личности.
  1. Проведение многих опытов ограничивается нарушением прав человека.
  2. Психика не является постоянной.
  3. Психическое состояние может проявляться спонтанными всплесками эмоций.
  4. Психика является уникальной и не поддается статистике.

Преимущества и недостатки

В психологии выделяется ряд достоинств и недостатков эксперимента. Плюсы:

  1. Можно повторить изучаемое событие, чтобы подтвердить данные или получить новую информацию.
  2. Высокая точность получаемых результатов.
  3. Можно выбрать любой момент изучаемого события для его углубленного изучения.
  4. Возможность манипулировать независимыми переменными для получения новой информации.
  1. Умышленное влияние на психику испытуемого.
  2. Возможность получения агрессивной реакции на создаваемые условия.

Опыты проводятся после прохождения психологических тестов, чтобы не навредить испытуемому.

Классификация

Опыты классифицируются по различным факторам.

Разделение зависимо от условий проведения опыта:

  1. Обеспечение естественных условий для проведения действий. Основной смысл подобных опытов заключается в том, что экспериментатор не может контролировать условия его проведения. Главная задача — получение высокой внешней валидности.
  2. Лабораторные исследования. Экспериментатор заранее подготавливает все условия, которые может контролировать. Главная задача — получить высокую внутреннюю валидность. Чтобы контролировать внешние проявления, применяется две техники — константность, рандомизация.

Зависимо от того, какое воздействие оказывается на испытуемого, выделяется еще несколько групп:

  1. Патопсихологический эксперимент. Главная задача — сделать количественную, качественную оценку процессов мышления.
  2. Формирующий эксперимент. На протяжении опыта экспериментатор пытается необратимо изменить определенные качества участника. Дополнительно к этому развивает те качества, которые существовали изначально.
  3. Констатирующий эксперимент. Необратимых изменений, развития существующих качеств не происходит.

Зависимо от уровня осознанности:

  1. Испытуемому объясняют цель эксперимента, перечисляют проводимые действия.
  2. Подопытный не знает о целях проведения опыта.
  3. Испытуемому немного рассказывают об опыте, утаивая основную информацию.

Существуют ситуации, когда психологический опыт проводится без разрешения подопытного. При этом можно получить наиболее актуальную информацию.

Этапы исследования

Психологические опыты проводятся в определенной последовательности. Целостный эксперимент состоит из нескольких этапов:

  1. Постановка основной проблемы.
  2. Работа с научной литературой.
  3. Уточнение гипотезы, определение основных переменных.
  4. Подбор актуальных психологических инструментов для воздействия на психику.
  5. Планировка действий, которые будут проводиться.
  6. Зависимо от того, какой план назначен, происходит распределение испытуемых в отдельные группы.
  7. Проведение опыта.
  8. Начальная обработка полученных данных.
  9. Глубинная обработка, подготовка статистики.
  10. Подготовка выводов.

После проведения эксперимента исследователи составляют отчеты, пишут научные документы.

Особенности организации

Любой психологический опыт не сможет выдержать критики, основанной на точных научных фактах. Поэтому Робертом Готтсданкером был введен термин «безупречный эксперимент». Это недостижимый идеал опытов, к которому должен стремиться любой исследователь.

Известные исследования

На протяжении истории проводилось множество психологических экспериментов. Они отличались друг от друга воздействием, конечными целями. Среди всего этого разнообразия можно выделить несколько знаменитых опытов:

  1. Эксперимент Милгрэма. Его описали в 1963 году. Его главная цель заключалась в том, чтобы определить, сколько страданий может доставить один человек другому, если это входит в его рабочие обязанности или ему приказывает руководитель. Ученые хотели выяснить, как люди участвовали в убийстве однополчан. Проанализировав полученные результаты, Милгрэм доказал, что не все люди могут противостоять воле своего руководства.
  2. Хоторнский эксперимент. Этим термином называют комплекс опытов, которые были проведены в 1924-1932 году. Проводились они на фабрике в Америке Western Electrics. Начались исследования из-за того, что на производстве снизился темп работы. Владельцы фабрики желали поднять рабочий темп, из-за чего предоставило исследователям полную свободу действий. В ходе эксперимента ученые отметили, что рабочие начали работать быстрее благодаря повышенному вниманию к ним. Исследователи сделали вывод, что темп работы зависит от социальных факторов, окружающих.
  3. Стэнфордский тюремный эксперимент. Опыт проводил ученый из Америки Филипп Зимбардо в 1971 году. Его суть заключалась в том, чтобы узнать реакцию людей на условия тюремного содержания, навязываемые им социальные роли. Участников разделили на заключенных и охранников. Спустя 6 дней эксперимент начал выходит из-под контроля, потому что у некоторых охранников начали проявляться садистские наклонности, а у заключенных — серьезные психологические травмы.
  4. Я и другие. Представляет собой советский фильм, в котором было продемонстрировано несколько психологических экспериментов. Главная суть этих опытов заключалась в том, чтобы показать, как окружающие влияют на индивида. После просмотра фильма, можно сказать о том, что человек сильно зависит от мнения окружающих. Из-за этого люди часто меняют собственное мнение, видя, что другие с ним не согласны.
  5. Опыт Рингельмана. Впервые его описали в 1913 году, но провели только в 1927. Для проведения эксперимента ученые набрали группу людей. Участники исследования должны были выполнять одну работу. Первый рабочий процесс заключался в подъеме тяжелых предметов, другой в перетягивании каната. Учеными было доказано, что чем больше людей работает в одной группе, тем менее эффективным будет рабочий процесс.
  6. Чудовищный эксперимент. Его провели в США 1939 год. Цель опыта заключалась в том, чтобы узнать насколько дети внушаемы. Для этого исследователи выбрали 22 ребенка из сиротского дома и разделили их на две группы. Одних постоянно хвалили. Других называли заиками, указывали на недостатки. В итоге дети, которым внушали только плохое, начали хуже говорить, у них развились симптомы заикания, которые сохранились на всю жизнь. Этот эксперимент длительное время скрывался от общественности.
  7. Крошка Альберт. Известный эксперимент, который считается нечеловечным. Ученый хотел доказать, что в детском возрасте можно развить страх или же подавить его. Для этого ребенку демонстрировали картинку крысы и издавали резкий громкий звук. Малыш начинал плакать. Впоследствии ребенок начинал рыдать даже без резкого звука, только от увиденного изображения крысы.
  8. Проект Аверсия. Эксперимент, проводимый в рядах армии ЮАР. Его целью было выявление и уничтожение гомосексуалистов в рядах армии. В исследовании участвовало более 1000 человек. К ним применялись такие средства, как шокеры, наркотики, проводились кастрации, отравления химическими веществами. Многие из участников покончили жизни самоубийством, другая часть так и не смогла реабилитироваться от последствий. Сам эксперимент потерпел неудачу, потому что не был основан на каких либо научных доводах.
  9. Эксперименты Лэндиса. Это целый цикл опытов, который были проведены в 1924 году. Его цель заключалась в том, чтобы определить, как работают лицевые мышцы, которые выражают эмоции. В опыте участвовали студенты, которых учил Лэндис. Мышцы были обозначены линиями, чтобы видеть, как они меняют свое положение относительно друг друга. После этого студентам показывали или говорили что-то, что может вызвать бурные эмоции. В результате не было выявлено никаких закономерностей.
  10. Мальчик, которого воспитали как девочку. Опыт, считающийся самым бесчеловечным на протяжении всей истории. Его проводили на протяжении нескольких десятилетий — с 1965 по 2004 годы. В начале эксперимента ученые взяли под контроль мальчика Брюса Реймера, который родился в 1965 году. Проводя операцию по обрезанию ему повредили пенис, из-за чего родителям посоветовали воспитать его как девочку. Родители одобрили задуманное, согласились на операцию по смене пола и дальнейший курс воспитания. Психолог Джон Мани хотел доказать миру, что половая принадлежность это результат воспитания, а не сотворение природы, но учителя и родители начали замечать, что методика не дает результатов. Ребенок проявлял все особенности поведения мальчика. Спустя несколько лет, бывший Брюс решил полноценно стать мужчиной, провел операцию по возвращению пола. Повзрослев он нашел жену, усыновил ребенка. Когда мужчине исполнилось 38 лет, он покончил жизнь самоубийством из-за тяжелых психологических травм, полученных в детстве.
  11. Приобретённая беспомощность. Это психическое состояние, в котором личность не делает абсолютно ничего для улучшения собственного положения, даже если для этого есть все предпосылки, возможности. Случается это, если человек сделал несколько неудачных попыток по изменению негативных факторов окружающей среды. Открыт феномен был в 1966 году, Стивом Майнером, Мартином Селигманом.
Читать еще:  Особенности цирроза печени при гепатите с

Эти эксперименты наиболее выделяются среди других. Любые опыты проводимые с людьми ограничиваются многими правилами, позволяющими защитить человека от любых негативных последствий.

Психологические эксперименты проводятся для получения информации об изменениях психики подопытных. Опыт помогает понять, как человек будет реагировать на внешние раздражители, исследователи могут создавать определенные условия, ситуации.

Полезное видео

На видео показан один из психологических экспериментов.

Преимущества и недостатки метода анализа документов

Метод анализа документов имеет свои плюсы и минусы. К достоинствам метода относят его относительную простоту (традиционный анализ) и экономичность с точки зрения трудозатрат и финансов. Документы нередко выступают в качестве главного источника информации, дополняемой опросом или прямым наблюдением. Данный метод позволяет оперативно получать фактографические данные об объекте исследования, о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно.

Исследовательский процесс не оказывает существенного влияния на объект исследования. Обычная для других методов исследования проблема возмущающего влияния субъекта на объект при использовании данного исследовательского метода фактически снимается, поскольку никто не подвергается эксперименту, анкетированию или интервьюированию. Полученная информация носит объективный характер. В интерпретационных теоретических подходах (феноменологических, культурологических) документы (жизненные истории, биографии) — великолепный источник изучения социальных процессов и обыденных практик людей.

В качестве еще одного плюса данного метода следует отметить, что официальные материалы для контент-анализа, как правило, легкодоступны — многие официальные и общественные документы опубликованы в средствах массовой информации, и получить их не составляет труда.

Благодаря использованию данного метода исследователь может давать верную оценку событиям и процессам, происходящим в социальных группах, которые он не наблюдает лично, но информацию о которых он может получить из разного рода документов.

Документы, в отличие от респондента, не имеют никакой возможности «приспосабливаться» к исследователю. Ведь основная масса документов, подвергающихся анализу, как правило, создана ранее и не но воле исследователя, а значит, независимо от его интересов. В редких случаях при создании документа автор может заранее предполагать, что данный документ будет подвергнут специальному исследованию.

Благодаря появлению аудио- и видеозаписи появилась возможность не только сохранять, но и воспроизводить, а также неоднократно наблюдать определенную документацию. Возможность вновь прослушать или просмотреть какую-либо запись является очень ценной. Сохраненная подобным образом документация имеет ряд преимуществ: во-первых, ею могут пользоваться разные исследователи, а, во-вторых, с помощью видеодокументов можно осуществлять глобальное наблюдение, что в иных ситуациях не под силу отдельным лицам.

Недостатки и ограниченность метода анализа документов порождают проблемы, которые в первую очередь возникают при выборе необходимых документов. Одна из них заключается в выяснении, какие документы целесообразнее использовать — личные или официальные. Иногда изучение именно личных, неофициальных документов имеет определенное преимущество. Однако в этом случае нельзя забывать о недостатках, присущих таким документам:

  • • отображение реальных данных всегда субъективно окрашено;
  • • на изложение фактов часто влияют ситуационно возникающие аффекты и эмоции;
  • • при описании мотивов и импульсов своего поведения авторам часто свойственен самообман;
  • • оптимистическая оценка описываемых событий, которая увеличивается по мере увеличения промежутка времени между событием и его отображением;
  • • авторам бывают свойственны неправомерные обобщения;
  • • сбор личных документов вызывает определенные затруднения, связанные с необходимостью убедить автора выдать интересующую исследователя документацию;
  • • при изучении личных документов невозможно составить репрезентативную выборку, так как людей, которые не могут выражать свои мысли в письменной форме, гораздо больше тех, кто стесняется отвечать устно.

Вторая проблема касается сравнительной оценки «естественных» и «целевых» документов. В каком из этих двух видов документов качество информации наиболее достоверно? Одни исследователи признают безусловное преимущество «естественных» документов, так как «целевые», по их мнению, крайне тенденциозны. Другие, в свою очередь, справедливо указывают на трудность оперирования «естественным» документом, поскольку его язык не соответствует языку исследования.

Вызывает споры и третья проблема — соотношение меры преобразования информации в «первичных» и «вторичных» документах. Известно, что во «вторичных» документах информация может быть искажена в силу ее вторичное™. В данном случае основным является вопрос о том, каким образом можно уловить степень искажения информации во «вторичных» документах.

При решении перечисленных проблем необходимо учитывать общий характер исследования, его цель и то, каким образом предполагается использовать документ. Например, используя статистические документы в исследовании, необходимо помнить, что они в значительной степени абстрактны, поскольку изложенные в них обстоятельства абстрагируются от многих событий, условий, явлений, которые сопутствовали зафиксированному процессу. Это, естественно, ведет к существенным потерям информации о совокупности обусловливающих связей и сопутствующего им фона. Обычно бывает, что возможно определить только те из них, которые определяются как существенные в связи с другими целями и задачами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector