0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противоречие анализы страница 2

Выявление противоречия и формулирование проблемы — первый этап исследования

Как правило, исследователь выбирает предмет своего исследования на основе личной заинтересованности в нем, глубокого знания его содержания и противоречий. Чаще всего практический опыт в том или ином виде воспитательной деятельности, а также осмысление разнообразного опыта деятельности других людей позволяют педагогу сформулировать проблему исследования. Естественно, что неоценимое значение в этом имеет изучение литературы по избранной теме, которая поможет ознакомиться и с опытом коллег, и с научными разработками по исследуемому вопросу.

Формулированию проблемы предшествует осознание противоречия между имеющимся и требуемым. Например, в педагогике общепризнанно, что в обучении ребенок развивается. Но на практике часто приходится наблюдать противоположное: дети от класса к классу все менее активны в учении, все меньше проявляют интереса к знаниям. Если в начальных классах на вопрос учителя много разнообразных ответов детей и нередко по-настоящему творческого характера, то в средних и особенно в старших классах даже лучшие ученики пассивны и апеллируют преимущественно к материалу учебника. Почему это происходит? Разве это не может не заинтересовать наблюдательного учителя? Разве это не проблема для исследования?

Выдвижение гипотезы и разработка методики проверки ее справедливости — второй этап исследования

Сформулировав проблему, исследователь выдвигает гипотезу, предложение возможного (вероятного) пути решения проблемы. В приведенном примере в качестве гипотезы можно предложить такую: развитие творческих способностей детей тормозится необоснованно большим объемом знаний, которые они должны усвоить. Может быть и другое предположение: творческие способности слабо развиваются потому, что в обучении не используются методы, способствующие развитию мышления. Возможны и другие гипотезы.

Правильность или ложность гипотезы можно выяснить в ходе опытно-экспериментальной работы, которая начинается с составления плана (методики) проведения эксперимента.

Суть любого эксперимента заключается в сознательном целенаправленном моделировании реального процесса в измененных условиях и в сравнении результатов изучаемого процесса при наличии и отсутствии того фактора, воздействие которого на процесс проверяется. В предлагаемом примере для проверки истинности или ложности гипотезы о решающем влиянии объема знаний на развитие творческих способностей необходимо осуществить обучение по обычной программе и по экспериментальной, которая предусматривает усвоение учащимися в 2-3 раза меньшего объема учебного материала.

Определяя способы проверки гипотезы, исследователь сталкивается с целым рядом вопросов, например: сколько должно быть экспериментальных и контрольных классов, как их отбирать, сколько лет должен продолжаться эксперимент; можно ли считать эксперимент законченным, если отобранные в качестве экспериментальных классов прошли обучение с V по IX класс, или нужно, чтобы этот путь прошло несколько поколений учащихся, и т.п.

Необходимо разработать критерии, по которым будут сравниваться результаты обучения в экспериментальных и контрольных классах, причем эти критерии должны давать возможность сравнения числовых показателей. В данном случае такими критериями могут быть: количество вариантов решения задач учениками в опытных и контрольных классах, число учащихся, принимающих активное участие в олимпиадах, количество творческих проектов по различным заданиям, в том числе и не относящимся к учебной работе, и т. д.

Конечно же, исследователь не может ограничиться отбором одного контрольного и одного экспериментального классов. Ведь и самый скрупулезный отбор в эти классы учеников с разными возможностями не может обеспечить одинаковых условий. В течение даже одного года многое изменится в этих классах: из одного класса кто-то уедет; у кого-то изменится обстановка в семье, а это отразится на результатах учебной работы; во время эпидемий гриппа в одном из классов будет больше пропусков занятий; внеклассной воспитательной работой в этих классах руководят разные классные руководители и т.д.

Исследователю приходится брать такое количество классов, которое устранит влияние случайных факторов. При этом средние показатели по всем классам будут выравниваться тем больше, чем больше будет классов. Очевидно, приближенной к идеальной постановкой эксперимента по проверке влияния содержания образования (его объема, как была сформулирована гипотеза) на развитие творческих способностей детей будет выделение в каждом районе одной школы, где классы (параллели) делятся поровну — на экспериментальные и контрольные. В каждой же области следует выделить один район, в котором все школы делятся по такому принципу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

3.2. Анализ противоречий как метод журналистики

Мы живем в мире явлений, становимся созерцателями или участни­ками различных ситуаций, не замечая порой, что между явлениями суще­ствуют взаимосвязи. Эти устойчивые и повторяющиеся, сущностные и необходимые связи позволяют говорить об объективном законе: социаль­ном, экономическом или естественном (признак последнего, например, — устойчивая связь между двумя явлениями — рождением и смертью). В постоянном изменении, происходящем в нашей жизни, и состоит непос­редственное проявление закона. Но эти изменения протекают не гладко, а противоречиво, через борьбу противоположностей. Поэтому принято считать, что объективный закон — это логика движения противоречия, форма его выражения. Гегель писал, что противоречие «есть корень всяко­го движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, имеет побуждение и деятельно» [23]. «Мы не должны, не смеем замазывать противоречие тестом своих философем! Пусть противоречие останется глубоким как есть, — писал Павел Флоренский. — Если мир познаваемый надтреснут, и мы не можем на деле уничтожить трещин его, то не должны и прикрывать их. Если разум познающий раз­дроблен, если он — не монолитный кусок, если он самому себе противоре­чит, — мы опять-таки не должны делать вида, что этого нет. Бессильное усилие человеческого разума примирить противоречия, вялую попытку напрячься давно пора отразить бодрым признанием противоречивости» [24]. Противоречие развивается как противоборство двух противополож­ностей: прогрессивной, стимулирующей развитие, и тормозящей, консер­вативной, являющейся помехой этому росту. Явление, ситуация, анализи­руемые в журналистском произведении, укладываются в сферу действия того или иного объективного закона или группы законов. И каждую про­блему можно рассматривать как выражение противоречия между объек­тивностью действия законов и субъективным характером их использова­ния. Точности прогноза легче достигнуть, если опираться на знание мето­дологии разрешения противоречий. В анализе сторон противоречий могут быть разные подходы:

1. Субъектный, когда в общественном процессе журналист выявляет социальный субъект (личность, коллектив, социальную группу, нацию, на­родность) .

2. Объектный подход, когда изучается социальный объект — облас­ти общества или природы, на которые воздействует субъект (люди, госу­дарство и т.д.).

3. Субъектно-субъектный подход, когда изучаются противоречия вза­имоотношений социальных субъектов: человек — человек (начальник-подчи­ненный, производитель-потребитель); человек — объединение людей (лич­ность-коллектив, человек-общество, депутат-избиратели, лидер-народ); ас­социация — ассоциация (партия-государство, консерваторы-радикалы).

4. Объектно-объектный подход, когда определяются противоречия между объектами (флорой и фауной, бизнесом и надстройкой и т.д.).

5. Субъектно-объектный подход, когда выявляются взаимодействия субъекта и объекта применительно к изучаемому процессу (человек-поли­тика, человек-закон, общество-научно-техническая революция и т.д.).

Важно учитывать, что жизнестойкость противоречий обусловлена не только объективными факторами (диалектикой развития общества), но и субъективными: осознанием или непониманием людьми необходимости преобразований, их содействием или противодействием реформам. Новое не утверждается с принятием соответствующих нормативных актов, зако­нов парламента, а пробивается сквозь консерватизм и инертность обще­ственной психологии, сдерживается порой из-за ошибок и просчетов ис­полнительной власти. Противоречие развивается как противоборство двух противополож­ностей, и общий способ его разрешения достаточно прост. С одной сторо­ны, следует поддерживать прогрессивную сторону противоречия и рекла­мировать новое, передовое, что вторгается в жизнь; с другой, подвергать критическому анализу регрессивную, «отрицательную» противоположность, которая тормозит развитие.

В первом случае средства массовой информации выступают преиму­щественно с положительными материалами, в которых освещаются новые явления, передовой опыт, оригинальные управленческие решения, соци­альное и экономическое новаторство. Во втором — чтобы ослабить влия­ние консервативной противоположности, СМИ стремятся в критических публикациях раскрыть, почему живуче негативное явление, как преодо­леть препятствия на пути нового. Учет и анализ противоречий, тех их сто­рон, которые служат условием движения вперед, и таких, которые тормо­зят развитие, определяют и выбор темы журналистского произведения, и принципы разработки этой темы. Вместе с тем знание диалектики проти­воречий существенно усиливает прогностическую функцию современной публицистики. Умение анализировать общественные противоречия, осно­ванный на этом метод публицистики, помогут журналисту добиваться не­обходимой глубины исследования, делать научно-обоснованные рекомен­дации и выводы в публикациях, эффективнее воздействовать на сознание читателя, телезрителя, радиослушателя.

Анализ противоречий может быть достаточным даже в одной публи­кации: журналист пишет о внедрении социального, экономического или технического новшества (подчеркивает важную роль прогрессивной про­тивоположности) и критикует тех, кто мешает внедрению этого новшества, стремится уменьшить влияние тормозящей противоположности.

Допустим, журналист исследует проблему. А источник или причина ее — противоречие, которое развивается через тождество, различие, про­тивоположность. Субъектами разрешения противоречий могут быть конк­ретный человек, лидер, руководитель коллектива. Анализируя конкретное явление и основу его возникновения — противоречие, публицист стремит­ся дать прогноз, рецепт решения проблемы.

Рассказывая о том, что Россия должна Западу 124 миллиарда долла­ров, «Известия» пишут об истории возникновения этой проблемы и пу­тях ее решения. Долги СССР после его распада взяла на себя Россия, а они возникли из-за внутренних факторов (падение добычи энергоносите­лей в 80-е годы, непродуманная либерализация внешнеэкономической дея­тельности, когда предприятия тратили заработанную валюту на потреби­тельские товары, а не на производственные, которые финансировались из казны) и внешних — «кредитов перестройки» (в 1991 г. СССР полу­чил свыше 12 млрд. долларов западных кредитов, тогда как в 1997 г. — всего 2 млрд.). От истории автор плавно переходит к рассказу о сегод­няшнем дне: задолженность взята под контроль, предприятия стали ком­пенсировать госбюджету затраты на покупку импортного оборудования, состояние экономической безопасности улучшилось, но все равно только проценты по долгам составляют 10 млрд. ежегодно, а это десятая часть госбюджета. В третьей, заключительной части публикации речь идет о том, что еще можно сделать для снижения задолженности: надо принять закон «О государственном долге», усовершенствовать контроль за испол­нением международных обязательств, за вторичным рынком долговых обязательств и т.д. [25].

Читать еще:  Симптомы и лечение паразитов в печени человека

В исследовании важнейшую роль играет социальная позиция журна­листа, которая должна сопрягаться с принципом правдивости и объектив­ности. Правда, порой, раскрывая ситуацию или проблему взаимоотноше­ния людей, корреспондент, доверяя мнению одних, игнорирует суждения других, если последние не играют на авторскую концепцию. Это может привести к досадным казусам.

«Комсомольская правда» опубликовала корреспонденцию Ю.Гриба­чева о заводе «Алтай-кокс» и его директоре В. Митяеве. В ней рассказыва­лось, что предприятие стабильно работает, проводит реконструкцию, пост­роило 5 детских домов, конноспортивную школу, профилакторий, базу от­дыха, школу-лицей, взяло под «свою руку» совхоз и два колхоза. Контраст публикации придает второй пласт фактов — негативных: заводу мешают чиновники, конкуренты, местные завистники и даже журналисты (одна из центральных газет заявила, что Митяев диктатор, к тому же «красный» директор). Защищая директора как «диктатора», Грибачев пишет: «В. Ми­тяев своей политикой и тактикой доказывает, что в условиях рынка прин­цип единоначалия, жесткость по отношению к тем, кто работать не хочет и другим мешает, — понятия экономические. Может быть, кто-нибудь не голословно, не эмоциональными выкриками, а фактами и цифрами попро­бует его опровергнуть?» [26].

Теперь сопоставим содержание корреспонденции в «Комсомолке» с публикацией в той самой газете, на которую ссылался Ю. Грибачев, — в «Известиях». Они напечатали ее под заголовком ««Красные директора»» ищут «вредителей»» и дали подзаголовок «Воспитанные в советскую эпоху руководители предприятий, вступив в рынок, ощутили себя диктаторами». Статья в «Известиях» появилась всего на три недели раньше, чем в «Ком­сомолке»^?].

«Известия»: «Диктаторские замашки гендиректора «Алтай-кокса» проявляются. весьма изощренно. В цехе увольняют каждого пятого, если на воровстве попадается один его работник. ».

«Комсомольская правда»: «В 1991 г. на заводе работало 4177 человек, в 1996 г. — 5382, с начала 1997 года были уволены 23 человека — по раз­ным, но веским причинам. И это при спаде производства. Но и им предо­ставляется работа в заводском профилактории или в городе. «За ворота» ^окончательно уходит каждый год 4 — 7 человек».

«Известия»: «Значительную часть (а позже, видимо, всех) работни­ков предприятия предполагается перевести на работу по договорам, кото­рые будут заключаться на . месяц. Так совладельцы предприятия, его ак- ционеры лишаются своих прав. Даже очередной отпуск им не положен. Ни о каком Кодексе законов о труде при такой системе нет и речи. Людям объясняют, что так принято на Западе, что это есть конечная цель прово­димых в стране социальных преобразований. Это клевета и на Запад, и на отечественные реформы».

«Комсомольская правда»: «Сегодня предложено заключить договора чуть более 300 заводчанам. В связи с ростом численности при спаде произ­водства приходится переходить на сокращенную рабочую неделю. Надо тогда увольнять работника по сокращению штатов, но где он в городе за­нятие найдет? Поэтому Совет директоров решил и закона не нарушать и людей защитить. Договор заключается на месяц, после двух месяцев будет перерыв на два-три дня, и люди снова выйдут на работу. Единственное неудобство — у них не будет права на ежегодный оплачиваемый отпуск».

«Известия» пишут, что «около трех тысяч человек собрались, чтобы послушать бывшего директора «Алтай-кокса» по экономике Сергея Хача­туряна и созданную им инициативную группу по проведению внеочеред­ного собрания акционеров». А «Комсомолка» сообщает, что внеочередное собрание было созвано для того, чтобы «снять В. Митяева и вселить в его кабинет С. Хачатуряна», и инициативной группе это не удалось.

В отличие от «Комсомолки» «Известия» не пишут, что Хачатурян пять месяцев тому назад рекомендовал акционерам вновь переизбрать В. -Митяева генеральным, а изменил мнение потому, что был вынужден уйти с завода, поскольку нанес предприятию заметный экономический ущерб, о котором Митяев рассказал в заводской газете «Коксохим Алтая» (в частно­сти, Хачатурян расторгнул контракт с одной из фирм на покупку ткани для мебели, которая также выпускается на заводе, чтобы покупать ту же ткань в два раза дороже).

Разверстанная почти на целую полосу публикация в «Комсомольской правде» — спокойная, взвешенная, изобилует фактами и доказательствами. В известинском материале — 260 строк, аргументы (в сомнительности неко­торых из них мы убедились) подавлены эмоциональными оборотами речи типа «изощренные методы», «диктаторские замашки» и т.д. Газета обраща­ется с призывом к заводскому коллективу: «Победа рядовых акционеров «Алтай-кокса» была бы уроком всем директорам-диктаторам, кто, вступив в рынок, почувствовал себя свободным от закона». Однако рядовые акционе­ры вопреки призыву «Известий» отстояли своего генерального.

Как видим, проблема, явление раскрываются обеими газетами через анализ противоположностей. Но объективность анализа подчас попадает в плен предвзятости. Это зависит от позиции журналиста: или он исповедует принцип правдивости и не может лгать, или, выполняя заказ, строит свои аргументы на ложных фактах, намеренно умалчивает об одних реалиях и выпячивает другие, играющие на концепцию публикации.

Итак, анализ противоречий, тесно связанный с процессом познания объективных законов и поиском путей их лучшего использования, мог бы стать методом современной публицистики. При пользовании этим методом важно учитывать интересы и потребности массовой аудитории, особенно­сти ее психологии; всесторонне анализировать состояние социальной и духовной сферы, на которую воздействуют СМИ; прогнозировать ожидае­мый результат воздействия на массовую аудиторию; сочетать дискусси­онное и аналитическое начала в журналистском творчестве. Анализируя механизм рыночных отношений, следует обращать внимание на все уров­ни — микро (предприятие, фирма), мезо (отрасль), макро (общегосудар­ственный уровень) и давать рекомендации по его совершенствованию, пре­дупреждать о возможных просчетах, могущих нанести урон экономике и людям, обществу.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Анализ — противоречие

Хабермас обращает внимание не только на теоретические и методологические аспекты социального познания. Установка критической теории состоит в анализе реальных противоречий современного мира . Рассматривая социальное устройство современных развитых стран, он пытается прояснить происхождение и развитие современных институтов и возможности их дальнейшего улучшения. Надо было выяснить, почему капитализм, несмотря на присущие ему кризисные тенденции, мог все дальше развиваться и стабилизироваться. Осмыслению этой проблемы посвящена его реконцептуализация исторического материализма. [16]

Отметим, что процесс решения задачи интерпретации в общем случае является итеративным. Первоначально построенная модель наблюдаемых данных сравнивается в блоке анализа противоречий с наблюдаемыми данными. [17]

Первоначально этим терминам ( dialektike techne — искусство диалектики) обозначалось искусство диалога и спора: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Гераклита, считает изобретателем ее Зепона Элейского, к-рый подверг анализу противоречия , возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. [18]

Все экономическое учение Маркса пронизано анализом противоречивой сущности категорий капиталистического способа производства и буржуазного общества в целом. Противоречия составляют внутреннюю движущую силу развития каждого явления действительности, и поэтому анализ противоречий — это единственный путь познания развивающейся действительности, единственный способ последовательного осуществления принципа историзма. [19]

Все экономическое учение Маркса пронизано анализом противоречивой сущности категории капиталистического способа производства и буржуазного общества в целом. Противоречия составляют внутреннюю движущую силу развития каждого явления действительности, и поэтому анализ противоречий — это единственный путь познания развивающейся действительности, единственный способ последовательного осуществления принципа историзма. [20]

Он, как мы видели, пытался разрешать сомнения и пы-хался крайне неудачно. Мало того, он обвинял классиков и их науку не за то, что она остановилась перед анализом противоречий , а за то, что она будто бы следовала неверным приемам. [21]

Нельзя забывать, что прогнозы буржуазных ученых нередко исходят из принципа выбирать темы наших предсказаний из наших убеждений — именно так сформулированы задачи Комиссии 2000 г. Американский социолог Артур Уоскоу назвал эту комиссию форумом высоких жрецов, которые действительные свои прбгйозы держат в тайне от народа, а публикуют лишь то, что им политически выгодно. Искусственная ( и, как правило, искусная) оптимизация прогнозов развития капиталистической экономики становится политическим оружием буржуазной идеологии против социалистических стран, против марксистско-ленинского анализа противоречий капиталистического общества . [22]

Книга является продолжением Курса советской истории. Центральное место в содержании курса занимает анализ противоречий , возникших в советском обществе и связи с его вступлением в стадию постиндустриального развития, которые вызвали крушение советского социализма и распад союзного государства. [23]

Книга является продолжением Курса советской истории. Центральное место в содержании курса занимает анализ противоречий , возникших в советском обществе в связи с его вступлением в стадию постиндустриального развития, которые вызвали крушение советского социализма и распад союзного государства. [24]

Одна из особенностей алгоритма состоит в том, что он построен с большим запасом прочности: если изобретатель на каком-то, раннем этапе решения пройдет мимо искомой идеи, алгоритм, сняв еще один слой задачи, вернет упущенную возможность. Уже в первой части алгоритма изобретатель приближенно определяет техническое противоречие. Вторая и третья части с увеличивающейся точностью возвращают мысль к анализу противоречия . Наконец, первый шаг четвертой части прямо связан с необходимостью вновь и со всей четкостью сформулировать противоречие, присущее задаче. [25]

Читать еще:  Причины развития асцита печени

Первоначально этим термином ( dia-lektike techne — искусство диалектики) обозначалось искусство диалога и спора: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Гераклита, считает изобретателем ее Зенона Элейского, к-рый подверг анализу противоречия , возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. [26]

Бердяев имеет в виду не только хорошо знакомые нам по социально-политическому анализу противоречия между трудящимися и имущими слоями, народом и интеллигенцией, обществом и государством. Этим противоречиям он придает несомненное значение как ситуативных причин, во многом обусловивших протекание революции 1917 г. Однако глубокие разлады были присущи самой русской культуре на разных этапах ее истории. [27]

Философские конспекты, фрагменты, заметки Ленина указывают пути дальнейшего развития диалектического и исторического материализма, научной истории философии. Продолжение дела Гегеля и Маркса, — писал Ленин, — должно состоять в диалектической обработке истории человеческой мысли, науки и техники ( настоящий том, стр. Материалистическая диалектика, развитая Лениным в Философских тетрадях, имеет важное методологическое значение для исследования закономерностей построения коммунистического общества, анализа противоречий современного капитализма , определения тактики мирового коммунистического движения в современных условиях, для борьбы против буржуазной философии, современного ревизионизма и догматизма. [28]

Яркими красками, с огромной разоблачительной силой обрисованы характерные черты буржуазного общества и всех его институтов, его антигуманная, бесчеловечная сущность. Маркс и Энгельс аргументированно опровергают попытки буржуазии дискредитировать коммунистические идеалы, приписать коммунистам стремление к упразднению свободы личности. Коммунисты, говорится в Манифесте, выступают не против личной собственности, а за то, чтобы уничтожить капиталистическую собственность, собственность, эксплуатирующую наемный труд ( см. настоящий том, с. На основе анализа противоречий капиталистического способа производства Маркс и Энгельс показали неизбежность его смены новым, более высоким общественным порядком, неизбежность гибели классового общества. [29]

Маркс показал, что сами побудительные мотивы следует объяснить, исходя из их материальной основы, то есть из того общественного бытия, отражением которого они являются. В этом смысл высказывания Маркса о том, что идеи не имеют самостоятельной истории. Они не имеют собственной истории, потому что их история — это отражение в общественном созйании развития и изменения общественного бытия. Поэтому анализ прошлого и настоящего, а также перспектив будущего надо начинать не с выяснения того, что думала или думает о себе та или иная эпоха, а с обнаружения материальных, от общественного сознания не зависящих отношений, сложившихся в данную эпоху. Анализ противоречий и закономерностей общественного бытия дает юйоч к пониманию политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических взглядов и теорий, то есть всей совокупности — форм общественного сознания. [30]

Что нужно знать, получая результаты анализов

Каждый заботящийся о своем здоровье человек периодически делает те или иные анализы. Тем более что недостатка в лабораториях сейчас нет, и, соревнуясь за клиентов, они то и дело предоставляют весьма заманчивые скидки на определенные виды анализов. Конечно, результаты тестирования в должной мере может оценить лишь врач, но элементарные знания об анализах могут помочь пациенту сэкономить время и нервные клетки.

Анализы крови
Как правило, в первую очередь до любых других анализов или наряду с ними обязательно сдается анализ крови. Обычный простой анализ крови называется общим или клиническим анализом. Он призван сосчитать красные и белые тельца вашей крови, а также замерить уровень гемоглобина и некоторых других веществ крови. С помощью этого теста можно обнаружить анемию, наличие инфекции или воспалительных процессов в организме вплоть до выявления рака крови.

Другой распространенный анализ крови — биохимический анализ. С его помощью можно навскидку оценить работу внутренних органов (печени, почек, сердца), измерить уровень глюкозы крови и электролитный баланс, получить информацию о метаболизме. Развернутый биохимический анализ с определением уровней плохого и хорошего холестерина и триглицеридов измерит также, насколько ваша кровь «засорена» жирами и мочевой кислотой.

Получение результатов
Если вы сдавали анализ в поликлинике, то, скорее всего, результаты вам не выдадут на руки, а отправят прямо к доктору. Независимые лаборатории пришлют вам результат анализов на электронную почту или выдадут на руки, но тоже с минимумом объяснений. Поскольку анализы делаются для поиска возможных проблем, то в случае если ваш тест не выходит за рамки средних значений, с вами могут вообще больше не связаться или отделаться общими фразами, что «все нормально». Можно, конечно, на этом и успокоиться, но лучше все же обсудить результаты теста более подробно с лечащим врачом и попросить его сравнить анализы с предыдущими, чтобы была ясна динамика. Поэтому всегда сохраняйте копию даже нормальных анализов. Даже в случае нормальных значений, но с ухудшающейся динамикой небольшие изменения в рационе питания и жизненных привычках могут скорректировать потенциально намечающиеся неприятности со здоровьем. А профилактика, как известно, намного предпочтительнее лечения.

«Нормальные» значения зависят от пола и могут зависеть от возраста
Если вы сравните результаты анализа крови с результатами анализов противоположного пола, то они наверняка будут отличаться. Иногда на довольно большие значения. Так, среднее количество эритроцитов у мужчин колеблется между 5 и 6 миллионами на микролитр, тогда как у женщин оно будет между 4 и 5 миллионами, то есть возможна разница в пару миллионов. Уровень гемоглобина варьируется как в зависимости от пола, так и в зависимости от возраста. Для детей нормален уровень гемоглобина от 11 до 13 г/дл, тогда как у взрослых мужчин и женщин нормальные уровни 14-17 и 12-15 г/дл соответственно. Другие анализы, например уровень глюкозы или холестерина, могут иметь повышенный риск для мужчин старше 50 лет и женщин старше 55 лет.

«Положительный» не всегда означает «хороший», а «отрицательный» — не всегда «плохой»
Большинство анализов призваны найти определенные молекулярные маркеры (гены, антитела, определенные белки) в сданных образцах. Например, в анализах на анемию, ВИЧ, гепатит, рак. Результаты считаются положительными, если такие маркеры найдены, что для пациента означает, что либо у него имеется какая-либо болезнь или нарушение, либо он сталкивался с ними ранее. То есть, по сути, ничего хорошего. Исключением может быть разве что тест на беременность, да и то если она желанная.

А вот «отрицательный» или «негативный» результат, как правило, является хорошей новостью. Отрицательный результат означает, что тест не нашел того, что искал, будь то маркер болезни или фактора риска. Например, отрицательная реакция Манту означает, что у ребенка нет туберкулеза.

Результат может быть как ложноположительным, так ложноотрицательным
По данным американских исследователей, в онкологии при постановке диагноза врачи ошибаются более чем в 10% случаев, то есть с каждым десятым пациентом! Главная причина неверного диагноза — ошибки медицинских лабораторий. Вряд ли в России дела обстоит намного лучше. Не стоит паниковать при первом же положительном тесте. Обычно первый положительный тест должен быть подтвержден или опровергнут вторым, более специфичным и развернутым анализом. Ошибочные положительные результаты хоть и редко, но случаются. Довольно часто ложноположительными бывают результаты на беременность и ВИЧ. То есть вопреки результатам теста у человека при повторном обследовании не обнаруживается болезни или беременности. Наиболее часто это случается при поиске антител. У пациента могут иметься некоторые аутоиммунные нарушения, такие как ревматоидный артрит или множественная миелома, при которых также производятся антитела, путающие результаты тестов.

Ложноотрицательными, то есть когда анализ не выявляет имеющейся болезни, результаты тоже могут быть. Некоторые инфекционные болезни, например, такие как гепатит С, тот же ВИЧ или болезнь Лайма, не обнаруживаются на ранних стадиях заражения. Если вы заразились лишь за несколько недель и даже месяцев перед проведением теста, то ваш организм не успел выработать достаточного количества антител, и результат анализов может быть отрицательным, хотя вы уже больны. Поэтому имеет смысл организовать дополнительное исследование, если, скажем, результаты двух предыдущих противоречат друг другу. Или, если анализ делался по жизненно важным показаниям. Например, при подозрениях на ВИЧ или другие смертельно опасные инфекции.

Результаты анализов могут разниться в разных лабораториях
В различных лабораториях различные реактивы и, поэтому, у каждого реактива (а значит у в каждой лаборатории) свои границы нормы. Прежде всего потому, что существует не только разное лабораторное оборудование, реагенты, но и разные единицы измерения (ммоль/л, нг/мл…) и методы диагностики: ручные или автоматические, ПЦР или Real time-ПЦР, ИФА или ЭХЛ. Сама методика определения играет важную роль: например, результаты анализа глюкозы в крови будут отличаться, если кровь взята из вены или из пальца.

И ситуации типа «перепутали пробирки» хоть и редко, но случаются. Да что уж там говорить про пробирки — младенцев путают в роддомах. В любом деле, где присутствует человеческий фактор, возможны и ошибки. На результаты анализов может влиять то, как именно и насколько долго пробирки хранятся, как делаются заборы анализов, из пальца или из вены, не трясли ли их, в правильных ли контейнерах перевозили, какая температура в помещении лаборатории и множество других факторов.

Результат может выходить за рамки нормы не из-за болезни
Выходящий за рамки результат не обязательно означает наличие у вас болезни. Особенно если он лишь чуть за границами нормы. Во временном уходе от нормы могут быть виноваты и другие причины. Наиболее часто за это ответственны то, что вы ели или пили накануне теста или непосредственно перед тестом, принимали ли какие-нибудь лекарства, занимались ли интенсивным спортом, не допускали ли обезвоживания. Даже некоторые травяные чаи представляют собой, в общем-то лекарственные напитки, которые нужно употреблять с осторожностью. Особое внимание уделяется гормонам, которые имеют особенность выбрасываться в кровь порциями и иногда в определенное время. Вот почему о специфике гормонального биоритма пациент должен быть заранее уведомлен врачом. Чтобы избежать возможных проблем, лучше заранее обговорить с врачом, способны ли какие-либо обстоятельства повлиять на результаты теста и нужно ли предпринять какие-либо особые приготовления перед его сдачей. Например, не принимать лекарств, не есть определенных продуктов, не пить алкогольных напитков или сдавать анализы строго натощак.

Выявление и анализ технического противоречия

Для выявления технического противоречия улучшения рассматриваемого технического объекта выполня­ют следующие процедуры:

1) Из списка недостатков прототипа, указанных в поста­новке задачи, выбирают те, которые связаны с улучшением количественных показателей и, в первую очередь, относятся к критериям развития технического объекта;

2) Выясняют, какие технические решения позволяют уст­ранить или уменьшить выбранные недостатки (обычно исполь­зуются известные инженерные решения);

3) Определяют, какой показатель технического объекта будет существенно ухудшаться при использовании принятого решения по улучшению рассматриваемого показателя.

Результаты выполнения этих процедур обобщают в виде формулировки технического противоречия. Наиболее часто техническое противоречие формулируют в виде: «Если улуч­шать параметр А (далее указывают, путем каких изменений улучшают существующий объект), то недопустимо ухудшается параметр В».

После установления технического противоречия осуще­ствляют поиск идей его разрешения. Для этого используют таблицы и списки типовых приемов преодоления противоре­чий, фонды эвристических приемов, различные мето­ды поиска новых решений (мозговую атаку, метод контроль­ных вопросов и др.). Однако далеко не всегда удается сразу найти идею разрешения противоречия. Поэтому весьма полез­ным является проведение анализа технического противоречия.

Анализ противоречия позволяет выявить те элементы улучшаемого объекта, изменение свойств, состояния которых (или изменение взаимодействия их с окружающими элемента­ми, в том числе объектами внешней среды) вызывает обостре­ние технического противоречия. Такие элементы называют узловым компонентом или узловым звеном противоречия. Кроме того, анализ противоречия позволяет определить воз­можные направления его разрешения.

Технические противоречия обусловлены свойствами элементов технического объекта, связями и отно­шениями между ними, функциональным взаимодействием отдельных элементов и технического объекта в целом с объектами окружающей среды. Поскольку эти связи и взаимодейст­вия определяют те или иные количественные значения параметров разрабатываемого объекта, то анализ противоречия необходим для решения двух взаимосвязанных задач:

— выявления тех изменений в свойствах элементов объекта, их связях, отношениях и взаимодействиях, которые будут иметь место при принятии предлагаемого технического решения для получения положительного эффекта (улучшения параметра А);

— выявления негативных последствий этих изменений в свойствах элементов объекта, их связях, отношениях и взаи­модействиях, которые вызывают отрицательный эффект (ухуд­шение параметра В).

Таким образом, в ходе анализа технического противоречия осуществляется его конкретизация на уровне внутреннего функционирования технического объекта. Результаты анализа целесообразно представить в виде причинно-следственной це­почки, звеньями которой являются краткие описания конкрет­ных изменений состояния, свойств, условий функционирования отдельных элементов или технического объекта в целом, логически связывающие положительный эффект с отрицатель­ным эффектом.

Причинно-следственная цепочка структуры технического противоречия позволяет сформулировать в краткой форме частные задачи поиска его разрешения. Формулировка каждой частной задачи содержит в себе цель в форме значения одного из параметров рассматриваемого техническою объекта и условие в виде значения другого параметра этого объекта, при котором должна быть достигнута указанная цель.

Определение частых задач поиска разрешения техни­ческого противоречия основывается на законе диалектики – законе отрицания отрицания, coгласно которому превращение одного предмета в качественно другой происходит через «уничтожение» первого с сохранением всего положительного его содержания, которое открывает простор для дальнейшего развития заменяющего его предмета. Применительно к техническому противоречию отрицанию (инверсии) должен подвергнуться отрицательный эффект, а вместе с ним все зве­нья причинно-следственной цепочки (кроме звена положи­тельного эффекта).

Практическая реализация такого отрицания состоит в составлении цепочки, противоположной по смысловому содержанию цепочке структуры технического противоречия.

Намечая возможные варианты перехода от звеньев ис­ходной цепочки к звеньям противоположной ей цепочки, опре­деляют цели и условия частных задач, решение любой из кото­рых позволяет достичь положительного результата без ухудше­ния параметра, указанного в противоречии.

Отметим важное отличие этих задач от частных задач, приведенных ранее. Выявленные в ходе анализа причин исходного недостатка задачи условно можно назвать задачами внешнего функционирования технического объекта, поскольку в них, как правило, отражаются требования к параметрам (кри­териям эффективности) самого объекта иди его элементов.

В отличие от них задачи, являющиеся результатом анализа тех­нического противоречия, содержат требования физического характера, т. е. требования к свойствам отдельных элементов и их взаимодействию между собой и с объектами окружающей среды. Такие задачи являются физическими задачами.

Построенная причинно-следственная цепочка технического противоречия помимо выявления частных задач поиска идей его разрешения позволяет также сформулировать физическое противоречие, которое обусловливает техническое противоречие на уровне внутреннего функционирования улуч­шаемого объекта.

Сформулированное физическое противоречие обостряет ситуацию технического противоречия, но вместе с этим делает поиск идей его разрешения целенаправленным, так как най­денная идея должна удовлетворять двум противоположным требованиям. Техническое решение на основе такой идеи, как показывает практика, и есть решение на уровне изобретения.

Выявление и анализ противоречий развития.

Улучшение многих ТО связано с преодолением так называемых противоречий развития, которые могут иметь место в следующих типичных ситуациях.

1. Улучшение какого-либо желаемого показателя ТО приводит к ухудшению одного или нескольких других показателей (например, увеличение грузоподъемности автомобиля приводит к увеличению ее массы, стоимости, расхода материалов и т. д).

2. Улучшение какого-либо желаемого показателя ТО ограничено некоторым фактором (например, увеличение частоты вращения какой-либо детали ограничено пределом прочности материала).

Необходимо проанализировать список противоречий и сделать выводы о том, какие показатели ТО ухудшаются с улучшением желаемого качества, и каков характер этой зависимости. По возможности построить график этой зависимости.

Анализ противоречий развития включает ответы на вопросы:

· Какой показатель ТО существенно ухудшается при улучшении рассматриваемого показателя;

· Какие факторы (постоянные, стандарты и т.д.) ограничивают улучшение желаемого показателя.

Пример.

В задаче улучшения пневмотранспорта противоречия развития имеют место при устранении недостатков1 и 2, выявленных при проведении операции 4 предварительной постановки задачи. На рис. показано графическое отображение этих противоречий.

25 января 2018, 8:02
а) б) Рис. Противоречие развития пневмотранспорта в цехе: а) зависимость затрат на реконструкцию от диаметра труб; б) зависимость уровня шума пневмотранспорта от размеров транспортируемых заготовок.

5. Уточнение списка прототипов и формирование идеального технического решения.

После анализа недостатков прототипа (операция 4 предварительной постановки задачи и операции 3 и 4 уточненной постановки задачи), анализа функций прототипа и вышестоящей системы (операции 1 и 2 уточненной постановки задачи) необходимо еще раз вернуться к выбору наиболее подходящего прототипа, используя рекомендации, данные в операциях 3 предварительной постановки задачи и 2 и 3 уточненной постановки задачи. Затем на основе выбора прототипа сформулировать идеальное техническое решение (ИТР).

Будем считать техническое решение идеальным, если оно имеет одно или несколько из следующих свойств:

1) Размеры ТО приближаются или совпадают с размерами обрабатываемого или транспортируемого объекта, а чистая масса ТО намного меньше массы обрабатываемого объекта;

2) Масса и размеры ТО или его главных функциональных элементов приближаются к нулю, а в предельном случае равны нулю (когда устройство вообще нет, но необходимая функция выполняется);

3) Время обработки объекта приближается к нулю или равно нулю;

4) КПД приближается к единице или равен единице, а расход энергии приближается к нулю или равен нулю;

5) Все части ТО все время выполняют полезную работу в полную меру своих расчетных возможностей;

6) ТО, имеющий ИТР, функционирует длительное время без ремонта и остановок;

7) ТО, имеющий ИТР, функционирует без человека или при его минимальном участии;

8) ТО, имеющий ИТР, не оказывает никакого отрицательного влияния на человека и окружающую природную среду.

При формулировке ИТР не нужно думать: возможно, или не возможно в принципе это ИТР и как это сделать. Формулировка ИТР позволяет сократить пространство поиска нового (искомого) решения.

Примеры значительного приближения к ИТР.

Переноска тяжести – пластиковый пакет, собственный вес которого очень мал. (Прототип – тканевый мешок)

Радиоаппаратура (телевидение, сотовая связь и т.п.) – передача информации без проводов. (Телефонные сети, передающие информацию по проводам)

При формировании ИТР для своего класса ТО станьте на время фантастом или футурологом, опишите по возможности подробно техническое решение вашего ИТР, обращая особое внимание на физический принцип действия, внешний вид и основные показатели эффективности создаваемого ТО.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector