2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цель и алгоритм лечения

Еще раз о целях: алгоритм постановки и реализации

Жизнь может наполниться смыслом через цели.

И тогда она осознается как бесценный дар.

В словаре Уэбстера цель определяется как «конечный результат, на достижение которого направлены усилия или стремления» или «условие или состояние, которое необхо­димо вызвать в ходе действия». Таким образом, цель — это источник мотивации, и она может стимулировать мощные процессы самоорганизации, мобилизующие, в свою очередь, явные и скрытые ресурсы.

Когда вы четко сформулируете цель, вам станет ясно, ка­ких ресурсов недостаточно и вообще адекватен ли ваш ны­нешний стиль и баланс для этой цели. Проще и эффективнее всего для постановки цели вос­пользоваться давно уже ставшей классической системой по­становки цели S. М. A. R. Т:

Цель, которую мы перед собой ставим, должна быть конкретной. То есть она должна непосредственно восприни­маться нашими органами чувств. Как она выглядит — форма, размер, цвет, яркость, фокус, перспектива? Как этот результат «звучит» — слова, мелодии, высота, частота повторяемости, приближается или удаляется? Каков этот результат на вкус, за­пах, ощупь? Какие конкретно эмоции мы хотим испытывать. Конкретная цель отвечает на вопрос «Что?».

Мало конкретно сформулировать свою цель. Необходи­мо задать количественные характеристики, описывающие конечный результат. Количественно измерить можно все. Есть такая поговорка: «То, что не измеряется, не делается». Измеримая цель отвечает на вопрос «Сколько?».

Достижимая Цель должна быть не только конкретной, измеримой и теоретически достижимой. Мы должны реально (или по­тенциально) обладать ресурсами, необходимыми для ее до­стижения, такими как деньги, помещения, оборудование, ка­дры, навыки, знания, свободное время, организация и т. д. До тех пор пока мы не имеем четкого представления о том, где и как мы все это возьмем, угадайте, каковы шансы достиже­ния желаемого результата?

Ориентирована на результат. Одним из ключевых факторов в достижении желаемого результата является мотивация (совокупность мотивов, исходя из понимания, что мотив — побуждение к действию). У нас могут быть четко по­ставленные цели и план действий, но если не хватает вну­тренней мотивации, то, скорее всего, не хватит духу дойти до конца. Поэтому четвертая фаза начинается с вопроса: «По­чему для вас это важно?» или «Как вы сможете оставаться приверженным своей цели?».

T(imed) — Определена во времени

В рамках формата конечного результата должны быть установлены конкретные реалистичные сроки достижения поставленной цели. Это последний параметр «конкретиза­ции» поставленной цели. Необходимо поставить себе реальные сроки и ответить на вопрос «Когда?».

До «__ » «____ » 20_ года я получу долж­ность руководителя проекта.

Теперь этот запрос необходимо «передать» вашему подсознанию. Чтобы двигаться дальше, вам нужно остаться наедине с самим собой, чтобы вас никто не беспокоил при­мерно в течение часа.

Теперь вам нужно представить себя в рамках этого образа. Каким вы станете человеком, когда актуализируете намерение? Как вы будете себя вести? Как на это будут реагировать другие люди? Каким будет ваше окружение? Каким образом изменится ваша жизнь?

В общем, нужно хорошенько помечтать. Выделите себе на это примерно час, в течение которого вас ничто не будет отвлекать. Это можно сделать самостоятельно, и можно обратиться к специалисту, и проделать всю работу, начиная с формулировки целей, причем, начать рекомендуется с ответа на вопрос-просьбу: расскажите о себе.

В дальнейшем помечтать в таком формате, возвращаясь к этому образу, нужно будет еще два-три раза (через неделю, потом через две недели). Гораздо более действенное средство для «оживления» образа — легкое трансовое, расслабленное состояние во время медитации, дыхательная гимнастика. При определенной практике, со временем, это можно проделывать самостоятельно.

Дело в том, что наша психика, кроме рациональных структур (большей частью осознаваемых), имеет еще и го­раздо более древние и мощные иррациональные структуры. Впрочем, в наше время эта фраза уже звучит как откровенная банальность, да в общем-то банальностью и является. И для того, чтобы завершить успехом первую часть актуализации архетипа, вам необходимо «договорить­ся» с иррациональной бессознательной частью.

Теперь вам необходимо выработать четкую и подробную программу действий. Действия должны быть четкими, регу­лярными и привязанными к календарю. Программа должна быть отражена на бумаге или в электронном виде.

Максимальное количество действий вашей программы должно быть связано с вашей деятельностью в социуме. За исключением случая, если вы актуализируете архетип Мудре­ца, там действует обратное правило.

То есть не стоит «запудривать» себе мозги, прописывая в программе получасовой ежедневный аутотренинг с прогова- риванием формулы «Я самый обаятельный и привлекатель­ный» перед зеркалом. Это не сработает. Основными площадками ваших действий должны стать учереждения и другие места большого скопления людей. Теперь действуйте. Даже если первым шагом станет телефонный звнок. Важно, чтобы вы куже стали выполнять свой план.

Идеальный вариант и один из основных столпов вашей под­держивающей среды — профессиональный коуч-психолог. Данная техника это су­губо инструментарий для повышения личной эффективности и профессиональной и личностной самореализации.

Кроме того, желательно завести дневник. Если же у вас нет коуча, то это условие становится обязательным. Дело в том, что в процессе актуализации для вас очень важна будет внеш­няя обратная связь, и дневник в этом случае — единственный способ систематического отслеживания изменений.

Также желательно попросить кого-то из близких или коллег по возможности предоставлять вам обратную связь. Но этот метод плох тем, что вы не сможете рассчитывать на подробность, систематичность и объективность этой самой обратной связи. Не говоря о том, что ваши окружающие при­выкли к вам такому, какой вы есть сейчас, и некоторые изме­нения в вашем поведении будут не готовы принять.

Впрочем, это не должно вас беспокоить. Изменения бу­дут постепенными и окружающие к ним вскоре привыкнут, а в дальнейшем станут считать, что на самом деле «все всегда так и было».

Тема 1. Основные цели, задачи и методы психотерапии

1.1. Определение понятия «психотерапия».

1.2. Медицинская и психологическая модели психотерапии.

1.3. Цели, задачи и методы психотерапии.

1.4. Классификация методов.

Определение понятия «психотерапия».В настоящее время словом «психотерапия» (П.) часто называют различные действия, осуществляемые при этом разными особами. Нередко на практике психотерапия не функционирует согласно своему истинному лечебному назначению, исходя из понимания его основы (therapia — означает лечение).

О различном понимании «психотерапии» говорит и множество существующих определений этого понятия.

Так по определению С. Кратохвила: «Психотерапия – это целенаправленная коррекция расстройств функций организма психологическими средствами».

По П. Жане: «П. — это использование психологических знаний для лечения разных болезней. Или — «использование психологических средств для восстановления нарушенной деятельности организма».

П. Шнейдер: » П. — это метод лечения психических и соматических расстройств, вызванных неразрешимыми интрапсихическими осознанными или неосознанными конфликтами, требующими от пациента участия и совместной работы, желания и умения завязывать контакт, способность наладить психотерапевтические отношения, которые делают возможным существование психотерапевтического процесса, в котором основным способом коммуникации является речь».

К. Роджерс: «Это такой способ пребывания с другой особой, который способствует здоровым изменениям и облегчает развитие».

Е. Александрович: «П. — это психологические действия, целью которых является лечение, т. е. устранение расстройств, имеющихся у пациента, признаваемых им самим или его окружением за болезнь. Действия, влияющие на функциональные расстройства, влечения и поведение путем изменения психических процессов больного в тех рамках, которые необходимы для устранения причины и проявлений болезни».

Наиболее широкая общепринятая трактовка: «(П.) — это различные формы помощи людям, которые имеют трудности. Эта помощь осуществляется путем коммуникации, преимущественно путем беседы».

Медицинская и психологическая модели психотерапии.Сама профессия психотерапевта предполагает деятельность в постоянно изменяющихся условиях, предусматривает содействие приспособлению, адаптации человека к новым изменившимся ус­ловиям, событиям, жизненным ситуациям. Психотерапия затраги­вает не только актуальные отношения клиента, но также его про­шлое, которое может помочь в реконструкции личности и поведе­ния клиента. Важная черта психотерапии — особые отношения, устанавливающиеся между клиентом и психотерапевтом, их глубина и длительность позволяют вести анализ глубинных слоев психики, что способствует решению личностных проблем. Считается, что уве­личение времени в психотерапевтических контактах ведет к значи­тельному расширению круга решаемых проблем, сохранению и раз­витию ресурсных состояний человека. Психотерапии обычно пред­шествует психологическое консультирование, которое, будучи ориентированным на достижение конкретной цели, становится на­чалом более длительной и глубокой психотерапевтической работы. Психотерапия по большей части занимается не постановкой цели, а средствами их достижения. Основная цель психотерапии как вида психологической помощи предполагает активное взаи­модействие с клиентом в направлении развития его потенциала, умений и готовности адаптироваться к новым, эффективным стра­тегиям поведения, накапливать и рационально использовать лич­ностные энергетические ресурсы.

В развитых странах, а теперь уже и у нас, рассматриваются две модели психотерапии: в первом случае психотерапия является вра­чебной специальностью, к занятию которой допускаются медики и лишь некоторое число психологов, во втором — психотерапия высту­пает как самостоятельная гуманитарная профессия, которой могут заниматься специалисты, окончившие полный курс профессиональ­ной специальной подготовки. О том, каковы особенности подготов­ки психотерапевтов, психотерапевтические принципы и направле­ния психотерапевтической работы, пойдет речь в этой главе.

Под психотерапией традиционно понимают более глубокое в сравнении с консультированием и психокоррекцией психологи­ческое воздействие на психику, а через нее и на весь организм человека или на группу людей с целью лечения или профилакти­ки заболеваний и состояний дезадаптации, развития здоровья или достижения других целей [Карвасарский, 1985]. Однако за послед­ние годы интенсивное развитие психотерапии в нашей стране и за рубежом значительно расширило границы данного выше опреде­ления. Психотерапия успешно распространяет свое влияние на широкий круг проблем и областей нашей жизни, психотерапевти­ческие знания и даже некоторые техники представляют интерес не только для узких специалистов, но и для каждого человека. Се­годня уже можно говорить о формировании особого психотера­певтического мировоззрения, центром которого является целост­ная самоактуализирующаяся и развивающаяся личность.

Читать еще:  Чистка печени в домашних условиях без вреда для организма

Долгое время существующая как область медицины, психоте­рапия шагнула далеко за ее пределы. Профессионалы из разных, далеких от медицины областей жизнедеятельности (например, педагогика, менеджмент и др.) успешно используют психотера­певтические принципы и подходы. Все разнообразие развивающейся психотерапии В.В. Макаров объединил шестью моделями — меди­цинской, психологической, педагогической, философской, соци­альной и недифференцированной:

1. Модель медицинской (клинической) психотерапии, будучи исторически более зрелой, является источником развития других зарождающихся моделей, она предназначена для лечения и пре­дупреждения заболеваний. Наибольшее развитие эта модель получила в психиатрии для лечения пограничных состояний, в нарко­логии при терапии некоторых форм зависимостей, в психосома­тической медицине. Но наиболее широкое применение психотера­пия нашла в клинике неврозов, последствий реактивных состоя­ний, расстройств личности. В этих областях психотерапия выступает основным средством лечения в комплексе с фармакотерапией. Специфика работы в рамках данной психотерапевтической моде­ли налагает определенные требования на подготовку специалис­тов, основным из которых является наличие медицинского (вра­чебного) образования или специализации “медицинский (клини­ческий) психолог”.

2. Психологическая модель психотерапии работает в области психологического здоровья, полноценного личностного развития, самоактуализации, решения проблем межличностного взаимодей­ствия. Психотерапия как психологическая специальность относит­ся к сфере практической психологии, и ее основные задачи связа­ны с обеспечением психологического здоровья личности, с оказа­нием психологической помощи и поддержки в условиях нарушения адаптации, напряженных и неуспешных взаимодействий в личных и профессиональных отношениях. При этом профессиональная деятельность психотерапевта оказывает особо выраженное влия­ние на личность клиента, равно как и на личность самого профес­сионала. Поэтому психотерапевтическая подготовка и принципы работы психолога в сфере психотерапии несколько отличаются от всех других форм психологического воздействия.

3. Педагогическая модель терапии предполагает ее направлен­ность на процессы обучения и воспитания, она работает с обуча­ющимися, педагогами, родителями. В этой модели могут быть ус­пешны лица с базовым психологическим или педагогическим об­разованием.

4. В философской модели психотерапия предназначена для дос­тижения понимания собственной личности, объяснения устройства мира, своего места в нем. Она оказывает влияние на формирование и изменение мировоззрения. Концепция личности в психоаналити­ческом или экзистенциально-гуманистическом направлениях пси­хотерапии дает ее последователям четкое представление о мире, человеке и их взаимодействии.

5. Социальная (политическая) модель используется для манипу­лирования человеком или группой, одним из аспектов этой моде­ли является участие психотерапевтов в политических выборных процессах.

6. Недифференцированная (эклектическая) модель объединяет в себе элементы пяти вышеописанных моделей. В нашей стране большинство психотерапевтов работают в рамках данной модели, в своей практике они синтезируют концепции, техники и технологии из различных теорий и школ психотерапии.

Общие цели всех видов П.: помочь пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливым и продуктивным.

При этом задачами П. будут являться:

помочь пациенту лучше понять свои проблемы;

устранить эмоциональный дискомфорт;

поощрить свободное выражение чувств;

обеспечить пациента новыми идеями или информацией о том, как решать свои проблемы;

помочь пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.

При решении этих задач психотерапевт прибегает к трем основным методам:

— обеспечивает психологическую поддержку;

— устраняет дезадаптивное поведение и формирует новые адаптивные стереотипы;

— содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации), в результате чего пациент начинает лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.

Классификация методов психотерапии.Существует много классификаций психотерапевтических методов в зависимости от разных механизмов психотерапевтических техник. Наиболее известные виды психотерапии:

1. Психодинамические методы:психоанализ ортодоксальный, неопсихоаналитические направления К. Юнга, А. Адлера и др., эгопсихология, реконструктивная психотерапия и др.

2. Гуманистические методы:экзистенциальные, холистические, гештальт-терапия и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8987 — | 7639 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Алгоритм поэтапного лечения

Это структура для организации помощи на основании выраженности потребностей пациентов. Von Korff (1999; Von Korff & Moore, 2001) в общих чертах разработали поэтапную структуру управления болью в области поясницы в условиях поликлиники (см.

Этап 1 — наименее интенсивное вмешательство заключается в преодолении представлений пациента по типу страх-избегание с помощью просвещения и предоставления информации, а также советов о важности скорейшего возвращения к обычной деятельности. Ha этом уровне вмешательство занимает мало времени и может проводиться при обращении в поликлинику к врачу общей практики. Более того, иногда оказывается, что это все что требуется для ряда пациентов с неспецифической болью в области поясницы.

Этап 2 предполагает более интенсивное вмешательство. Предусмотрен для пациентов, которые продолжают жаловаться на боль спустя 6-8 недель после приступа и у которых сохраняется ограниченность физической активности. Вмешательство на уровне этапа 2 должно включать структурированную программу физических упражнений или дополнительные когнитивные и поведенческие стратегии, чтобы преодолеть страх и помочь пациентам возобновить свою обычную работу и развлечения. Ha этом уровне для вмешательства требуется больше, чем можно дать в процессе единичного 15-минутного посещения. Более продолжительный визит или несколько посещений могут улучшить состояние пациентов, нуждающихся B помощи этой интенсивности. Такие вмешательства можно эффективно проводить и в формате группы. Привлечение врачейдругих специальностей (например, поведенческих психотерапевтов, специалистов по лечебной физкультуре, инструкторов по санитарно-просветительской работе или медсестер) важно для того, чтобы вмешательства этапа 2 были более интенсивными.

Этап 3 предназначен для пациентов, которым не удалось помочь с помощью вмешательств этапов 1 и 2. Это больные с выраженной утратой трудоспособности и существенным риском стойкой инвалидности. Вмешательство на этом уровне гораздо затратнее и сложнее, чем на предыдущих этапах. Следует разобраться с сопутствующими психическими заболеваниями (например, с большой депрессией) и установить целевые обязанности на работе, дома и в социальной жизни. Вмешательства этапа 3 можно проводить в условиях поликлиники, если для этого есть соответствующий персонал, время и место. Проведение вмешательства в групповом формате повышает его эффективность. B то же время пациентов, нуждающихся в таком уровне помощи, можно направить в специализированные учреждения. Это могут быть многопрофильные клиники боли, психиатрические клиники или физическая реабилитация для пациентов с проблемой хронической боли.

Таблица 2. Поэтапное лечение боли в области поясницы в условиях оказания первичной медицинской помощи

Интенсивность

лечения

Ha чем

вмешательство

СпециалистФормат
Этап 1ЗаверениеВрач общей практикиВизит в поликлинику
Этап 2Повышение

активности

Поведенческий

психотерапевт

Групповой/

индивидуальный

Этап 3РеабилитацияПоведенческий психотерапевт/ специалист в данной областиГрупповой/

индивидуальный

Поэтапный подход к лечению не следует применять «по схеме» — исключительно с прогрессивным увеличением интенсивности лечения.

Поэтапный подход к лечению имеет преимущества по сравнению с описанной выше тактикой, если он интегрирован на постоянной основе в повседневную практику. Если вмешательства этапа 1 регулярно проводятся с каждым пациентом, обращающимся по поводу боли в области поясницы, существует высокая вероятность снижения частоты хронизации, минимизации утраты трудоспособности и ограничения чрезмерной обращаемости за медицинской помощью (Indahl с соавт., 1995; Malmivaara с соавт., 1995; Waddell с соавт., 1997). Важнее всего тот факт, что врач общей практики, отказываясь влиять на представления пациента о боли и рекомендовать ему активный образ жизни (вмешательство этапа 1), влучшем случае ничем не помогает пациенту, а в худшем приводит к хронизации боли и утрате трудоспособности, что не было неизбежным.

Таблица 3. Боль в области поясницы: существующая первичная медицинская помощь в сравнении с поэтапным подходом

Существующая

медицинская помощь

Поэтапный подход
Модель леченияПо типу острой болиДлительное, как при хроническом заболевании
СпециалистВрач общей практикиВрач общей практики + узкие специалисты
Ha чем

сконцентрировано внимание во время посещения

Диагностика и анамнез болиИзменение представлений и повышение физической активности
Основа

вмешательства

Семейный подход/ участковый принцип, мнение сообщества, коллегI— a ^ — ———————————

лечение

Стратегия леченияHe планируется — по мере необходимостиПошаговое продвижение в зависимости от реакции пациента и его потребностей
Обучающие

материалы

Предоставляются от случая к случаюОбязательное распространение печатных материалов, подкрепляющих устную информацию
Роль врача общей практикиНаправляющая,

ремонтника»

«Наставник», совместные усилия членов бригады
ЗатратыРазличные, высокиеКонтролируемые

Самое главное — это фундаментальные изменения концепции лечения боли в области поясницы и то, как с ней справляться в условиях оказания первичной медицинской помощи. B противном случае число пациентов с хронической болью в области поясницы будет постоянно увеличиваться. Его можно контролировать таким образом, что в конечном счете оно снизится, но в первичную медицинскую помощь следует включать вмешательства, направленные на преодоление представлений по типу страх-избегание и рекомендации по сохранению физической активности. Это должно войти в повседневную практику. B табл. 3 сравниваются существующие подходы с поэтапной структурой.

Поэтапное лечение — это гибкая структура оказания помощи при боли в области поясницы. Оно может подкрепляться включением основанных на практическом руководстве образовательных материалов, помощи со стороны узких специалистов и структурированных вмешательств. Bce это необходимо для повышения физической активности и отказа от представлений по типу страх-избегание. Тёрнер (Turner) (1996) рекомендовал цродить образовательные и поведенческие вмешательства при оказанИи первичной медицинской помощи с последующей их проверкой в рандомизированных клинических исследованиях. Данные исследования показали, что эти два элемента являются наиболее многообещающими с точки зрения улучшения долгосрочных результатов. B настоящее время проводится все больше рандомизированных контролируемых исследований по оценке вмешательств на уровне оказания первичной медицинской помощи. Они практически не оставляют аргументов против эффективности поведенческих (т.е. активизирующих) вмешательств при обращении в поликлинику по поводу боли в области поясницы.

Алгоритм лечения

Оптимальная терапия для пациента должна быть строго индивидуализирована. Необходимо принять во внимание много факторов, включая: тяжесть болезни, пути введения, побочные эффекты, сопутствующие

болезни, цели лечения и предпочтение клинициста. Алгоритм терапии ЛАГ представлен на рисунке 6 (99).

Рисунок 6. Алгоритм лечения ЛАГ.

Второстепенные методы лечения включают антикоагуляцию варфарином, которая рекомендуется у всех пациентов с ИЛАГ, если нет противопоказаний. Диуретики используются для лечения правосердечной недостаточности. Кислородом рекомендуется поддерживать кислородную насыщенность больше 90%.

*Острое вазодилататорное тестирование должно быть выполнено у всех пациентлв с ИЛАГ, которые могут быть потенциальными кандидатами на долгосрочную терапию блокаторами кальциевых каналов (БКК). У пациентов с ЛАГ из-за причин, кроме ИЛАГ, очень низкий процент долгосрочного ответа на пероральные БКК, и ценность острого вазодилататорного тестирования у таких пациентов должна быть индивидуализирована. Пациенты ИЛАГ, у которых терапию БКК не рассмотривают, такие как с правосердечной недостаточностью или с гемодинамической нестабильностью, не должны подвергаться острому вазодилататорному тестированию.

†БКК показаны только для пациентов, у которых есть положительный острый вазодилататорный ответ, и такие пациенты должны тщательно набдюдаться и для безопасности и для эффективности.

‡ У пациентов, которые не имели положительного ответа на острое вазодилататорное тестирование и имеют низкий риск, основанный на клинической оценке (Таблица 2), пероральная терапия с ERA или PDE-5I должна быть первой линией рекомендуемой терапии. Если пероральная терапия не является соответствующей, другая оерапия должна быть основана на профиле пациента и побочных эффектах и риске каждой терапии.

§Для пациентов, которые имеют высокий риск, основанный на клинической оценке (Таблица 2), первой линией непрерывной внутривенной (в/в) терапии должны быть prostacyclin (epoprostenol или treprostinil). Если пациент не является кандидатом на непрерывную в/в терапию, другие методы лечения должны быть основаны на профиле пациента и побочных эффектах и риске каждой терапии. Epoprostenol улучшает толерантность к физической нагрузке, гемодинамику и выживаемость при ИЛАГ и является привилегированным выбором терапии для наиболее критически больных пациентов. Хотя это дорогой и трудный в управлении лечением препарат, epoprostenol — единственная терапия для ЛАГ, которая, как показано, продлевает выживаемость. Treprostinil можно назначать или через непрерывно в/в или подкожно (SC). Iloprost – аналог простациклина, назначаемый в виде ингаляций аэрозольным устройством 6 раз ежедневно. Антагонисты рецепторов эндотелина — пероральные методы лечения, которые улучшают переносимость нагрузки при ЛАГ. Тесты функции печени должны проверяться неопределенно долго ежемесячно. Ингибиторы Phosphodiesterase также улучшают переносимость нагрузки. Комбинированную терапию нужно рассматривать, когда пациенты не отвечают соответственно на начальную монотерапию (Таблица 8).

II Выбор времени для трансплантации легкого и/или предсердной септостомии является проблемным (недоказанным) и показан для пациентов, которые прогрессируют несмотря на оптимальное лечение.

8. Переоценка пациентов в течение длительного времени: как наблюдать за пациентами при лечении

В то время как недавно были созданы руководящие принципы для диагноза и начальной терапии, ощущалась нехватка руководства по переоценке пациентов в течение длительного времени. Почти все рандомизированные клинические исследования, изучающие методы лечения ЛАГ до настоящего времени, являются краткосрочными, обычно 12 — 16 недель по продолжительности. Кроме того, долгосрочные исследования, опубликованные до настоящего времени, обычно представлены одноцентровыми исследованиямиа, без плацебо или контрольной групп, что мешает их обобщить. Немаловажно, что лечение ЛАГ это быстро развивающаяся область, пополняющаяся новой информации и новыми методами лечения, которые препятствуют созданию последовательных руководящих принципов, обрисовывающих в общих чертах непрерывную оценку в течение длительного срока.

Сложность болезни и прогрессирование ЛАГ требуют руководства, обрисовывающего в общих чертах долговременные лечебные рекомендации. Хотя методы лечения, которые были одобрены, до настоящего времени были эффективны в улучшении качества жизни и прогноза в различной степени, клинический опыт показал, что некоторые пациенты прогрессивно ухудшаются, несмотря на лечение, в то время как другие после начального улучшения ухудшаются. Кроме того, долговременные исследования эпопростенола показали важность тщательного раннего наблюдения, начиная с пациентов, которые остаются в функциональном классе III или IV несмотря на терапию, имеют плохой прогноз и должны быть рассмотрены для трансплантации легкого (77,78).

Важные прогностические показатели, как до лечения, так и во время лечения были рассмотрены в Разделе 5 этого документа. Они включают, WHO функциональный класс, толерантность к физической нагрузке (тест 6МПТ или CPET) и эхокардиографические и гемодинамические параметры. Появляются новые данные относительно прогностического значения BNP. Консенсусные рекомендации по частоте и степени продолжительности наблюдения пациента с ЛАГ показан в Таблице 8.

Комбинация препаратов различных классов для лечения пациентов с ЛАГ, которые остаются симптомными и не достигают цели лечения — область активного исследования. Ограниченные данные рандомизированных контролируемых исследований полагают, что результаты лучше, когда используется несколько препаратов у таких пациентов, а большие рандомизированные контролируемые исследования, обратившиеся к этой проблеме

продолжаются. Добавление антагонистов рецепторов эндотелина, ингибитора PDE-5, или простаноида можно также рассматривать вне границ исследования. Если пациент улучшается после дополнительного препарата, то неясно начальный препарат должен быть продолжен или прекращен.

Таблица 8. Долговременная оценка пациентов с ЛАГ*

Течение болезни Стабильное; нет увеличения симптомов и/или декомпенсации Нестабильное; увеличение симптомов и/или декомпенсация

Осмотр Нет признаков правосердечной недостаточности Признаки правосердечной недостаточности

Функциональный Класс I/II IV†

6MПТ Больше 400 м меньше 300 м

Эхокардиография ПЖ размеры/функция нормальные расширение/дисфункция ПЖ

Гемодинамика RAP нормальное RAP высокое

СИ нормальный СИ низкий

BNP Околонормальный/остающийся стабильный или уменьшенный Повышенный/увеличивается

Лечение Пероральная терапия Внутривенный простациклин и/или комбинационная терапия

Частота оценки Q 3 — 6 месяцев ‡ Q 1 — 3 месяца

Оценка ФК Каждое посещение клиники Каждое посещение клиники

6MПТ Каждое посещение клиники Каждое посещение клиники

Эхокардиограмма § Q 12 месяцев или в зависимости от центра Q 6 — 12 месяцев или в зависимости от центра

BNP II В зависимости от центра В зависимости от центра

RHC Клиническое ухудшение и в зависимости от центра Q 6 — 12 месяцев или клиническое ухудшение

*Пациенты группы высокого риска, надо рассмотреть направление в специализированный центр ЛГ для применения продвинутых методов лечения, клинических испытаний, и/или трансплантации легких. †Частота оценки для пациентов с ФК III и/или 6MПТ между 300 — 400 м зависит от сочетания отдельных оценок других клинических и объективных перечисленных особенностей. ‡ Для пациентов, которые остаются стабильными на установленной терапии, последующие оценки могут быть выполнены врачом (-ами) или специлизированными центрами ЛГ. §Эхокардиографическое измерение PASP, настоятельно советуется не полагаться на его оценку как на единственный параметр принятия терапевтического решения. IIПолезность последовательных уровней BNP для управления отдельных пациентов не была установлена.

BNP обозначает мозговой натрийуретический пептид; СИ, сердечный индекс; ФК, функциональный класс; MПT, минутный прогулочный тест; ЛАГ, легочная артериальная гипертензия; Q, каждый; RAP, правопредсердное давление; RHC, правосердечное зондирование; и ПЖ, правый желудочек

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 205 . Нарушение авторских прав

Когнитивно-поведенческая терапия — её цели и техники

Когнитивно-поведенческая психотерапия – это метод воздействия на психическое состояние человека. Она часто подвергается смелым утверждениям, что ей под силу излечивать практически от любых заболеваний. Подобные результаты действительно случаются, но чаще когнитивно-поведенческая терапия заключается в ином. В статье мы рассмотрим эту тему подробнее.

Что такое когнитивно-поведенческая терапия

Этим термином обозначают методы лечения, подразумевающие различные приемы, корректирующие поведение, а также вмещающих процедуры коррекции неверных убеждений, противоречащих адекватному восприятию реальности. Задача терапевта помочь человеку взять под контроль эмоциональные реакции, вроде тревожности или волнения. Он помогает пациенту более успешными способами интерпретировать свои переживания и размышления о них. Считается, что индивиды, находящиеся в депрессии, оценивают любые происходящие вокруг события в негативном ключе. Первая их реакция на любое событие обычно негативная. Для них естественно ожидать неудачи, и нетипично надеяться на успех. Приступая к лечению, специалисты когнитивно-поведенческой терапии пытаются помочь клиентам найти искажения в их восприятии, адаптируя их к реалиям.

Когнитивно-поведенческая психотерапия – это одно из современнейших направлений решения психологических проблем, в основе, которого находится изучение появление комплексов индивида, его проблем психологического характера. Автором этого популярного метода стал знаменитый американский психиатр Аарон Бек. Сегодня когнитивная психотерапия Бека – один из эффективнейших способов избавления от депрессии и от склонности к суициду. Психотерапия предполагает использование принципа, с помощью которого терапевт обнаруживает мысли, вызывающие болезнь.

Цели когнитивно-поведенческой терапии

Рассмотрим главные цели когнитивно-поведенческой терапии:

  • Снижение количества рецидивов после лечения.
  • Избавление от симптомов болезни.
  • Решение проблем социального характера.
  • Повышение эффективности от использования лекарственных средств.
  • Избавление от причин, вызывающих тревожное состояние, перемены в привычном поведении индивида.

Прибегнув к терапии, пациент постепенно отказывается от негативного мышления, ищет новые пути анализа ситуации.

Итак, что дает когнитивно-поведенческая терапия:

  • Новые стереотипы мышления.
  • Разбор желательных и нежелательных мыслей и причин, которые их провоцируют.
  • Визуализация новых стереотипов поведения и их положительных результатов.
  • Применение новых стереотипов мышление в привычных жизненных ситуациях.

Основной посыл когнитивной психотерапии заключается в том, что проблемы пациента возникают из-за образа его мышления. Индивид своими мыслями отвечает за формирование собственного отношения к происходящему. Результатом становится возникновение соответствующих чувств – страха, злости, радости, переживаний. Человек, неадекватно оценивающий окружающие события и людей, бессознательно наделяет их качествами, не соответствующими действительности. Цель лечения сводится к тому, чтобы пациент приобрел новый уровень совладания. Речь идет о копинг-умениях, повышающих коммуникабельность, преодолевающих стереотипность мышления и деструктивных эмоциональных конфликтов.

Современная поведенческая терапия является коррективным способом, обеспечивающим изменения в поведенческой, аффективной и когнитивной сферах. Она не является односторонним процессом – предполагается динамическое взаимодействие пациента и терапевта. Определяющим фактором терапии становится мотивация пациента – в случае ее отсутствия, лечение оказывается неудачным.

Основные техники когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой терапии базируются на «теориях научения». Первым методом лечения посттравматических симптомов стало формирование иммунитета к стрессовым ситуациям. Ключевая цель метода – помочь индивиду осознать реакции страха, побороть их, снизить проявления избегающего поведения.

Терапевт определяет, в каком формате начать формировать иммунитет к стрессу – на индивидуальных или групповых встречах.

Проходит это в три этапа: обучение, выработка навыков, применение на практике.

  • Стадия обучения предполагает объяснение пациентам их симптомов. Определяются различные каналы реакции.
  • Второй этап сопровождается обретением навыка совладать с реакциями в стрессовых ситуациях. К этим навыкам можно отнести: остановка мыслей, релаксация, намеренное повторение в уме определенной информации и прочее.
  • Третий этап обучает пациента применять полученные навыки в привычных ситуациях.

Экспозиционная техника полезна для лиц переживающих посттравматические расстройства. Применяются тщательно продуманные, наполненные деталями, многократные представления о травмирующем событии в безопасной и комфортной обстановке. Терапевт помогает пациенту унять тревогу и стресс, спровоцированные неким разрушительным событием. В отдельных случаях у индивида появляются сразу все воспоминания.

Техника систематической десенсибилизации предусматривает соединение релаксации и образов разрушительного события или стимулов, напоминающих о травмирующем событии. Предпочтительней, чтобы воздействие травмирующих сигналов включало в себя возврат к месту катастрофы и поэтапное приближение к сигналам, вызывающим наиболее сильные эмоциональные реакции, относящиеся к этой ситуации. Параллельно тренируются техники релаксации, противостоящие различным сигналам. Пример: расслабляющие образы и ровное глубокое дыхание. Накануне психоаналитик и пациент занимаются формированием ступенчатой иерархии сигналов, провоцирующих тревожные ощущения. Это позволяет специалисту держать под контролем состояние пациента, анализировать, готов ли он переходить к новой ступени иерархии.

При применении техники «наводнение» пациенту приходится подвергнуться сильному влиянию сигналов, провоцирующих умеренный или значительный страх в процессе неопасных психотерапевтических отношений. Поэтапный ряд опасений повторяется столько, сколько нужно для того, чтобы сигналы или события перестали вызывать слишком тяжелые переживания.

Параллельно с техников воздействия (экспозиции) метод когнитивно-поведенческой терапии, используемый при психологической травме, предусматривает:

  • Обретение навыков уходить от тревожных мыслей с помощью правильного дыхания и т.д.;
  • Обретения навыков контроля гневом;
  • Проработка симптомов, относящихся к разрушительному событию;
  • Анализ негативных мыслей или привычек, появившихся вследствие посттравматических симптомов;
  • Формирование новых социальных связей, налаживание уже имеющихся отношений.

Методы когнитивно-поведенческой психотерапии

В основе методов поведенческой терапии имеется положительное и отрицательное подкрепление, систематическая десенсибилизация, наказание, самоконтроль, градуированное представление.

Поведенческая психотерапия призвана заменить неприемлемые действия приемлемыми, используя для этого определенные методы, которые призваны уменьшить либо прекратить нежелательное поведение. Пример: при одной из техник пациент обучается диафрагмальному дыханию, помогающему побороть беспокойство. Терапию можно проводить с применением систематической десенсибилизации – поэтапному привыканию к событию, вызывающему страх. Также применяется метод нагнетания факторов, вызывающих переживание, или «наводнение» — пациент вновь оказывается в беспокоящей ситуации, и пытается ее преодолеть. Наиболее действенным считается метод нагнетания.

Еще один популярный метод – систематическая десенсибилизация. Он направлен на ситуацию, стимулирующую пациента, страдающего избегающим поведением, воссоздать в мыслях иерархию тревожных образов. Начинать следует с наименее пугающих, и заканчивать наиболее пугающими. Ему необходимо оставаться на каждом уровне до момента, пока тревога не пропадет. Если проводить процедуру в условиях реальности, а не воображения, то тогда такой метод называют градуированной экспозицией. Речь идет о технике, которая в комплексе с положительным подкреплением, оказывает воздействие на факторы, провоцирующие волнение. Метод избавляет от дезадаптивного поведения, исключает отрицательные последствия.

Нередко иерархическая конструкция применяется в комплексе с методикой релаксации – выявлено, что тревога и релаксация – взаимоисключающие аспекты, обеспечивающие взаимное торможение.

Метод нагнетания факторов, вызывающих тревогу – наиболее эффективный метод терапии. Важное условие: пациент способен справиться с тревогой, провоцируемой терапевтическим воздействием. В ситуации, когда метод базируется на противопоставлении реальной и воображаемой жизни, его называют имплозией.

Специалисты когнитивно-поведенческого направления считают, что в основе психопатологических проблем находится неправильный анализ событий. Соответственно, когда произойдут перемены в оценке случившегося, эмоциональное состояние тоже выровняется.

Когнитивно-поведенческая терапия помогает пациенту иначе посмотреть на ситуацию, дать на нее новую реакцию. Приступы паники и переживания отступают, исчезают иррациональные суждения, появившиеся вследствие переживаний, и косвенным образом, подпитывающих их.

Многие исследования изучали эффективность метода когнитивно-поведенческой терапии в лечении, либо предотвращении посттравматического стрессового синдрома, либо острой фазы стресса.

Как и прочие варианты терапии, когнитивная психотерапия включает ряд методик, некоторые из которых мы рассмотрели выше.

Также предлагаем узнать и о самых популярных ныне методах:

  • Метод моделирования. Пациент предполагает возможное развитие событий как следствие его поведения. Терапевт анализирует его действия, происходит обсуждение возможных вариантов выхода из положения. Используются методики релаксации, борющиеся с тревожностью и вероятными провоцирующими факторами, обеспечивающими стрессовое состояние. Техника весьма популярна при помощи в избавлении от неуверенности в себе.
  • В основе когнитивной терапии находится принятие факта, что при расстройствах эмоционального спектра у клиента заведомо появляются негативные мысли. Он сразу приходит к выводу, что у него ничего не выйдет. Налицо проблемы с самооценкой. Любой намек на неудачу воспринимается остро негативно. Во время взаимодействия с аналитиком происходит изучение причин такого настроения. Создаются ситуации, призванные обеспечить положительный жизненный опыт. Постепенно человек привыкает к удачам, создает о себе позитивное мнение – самооценка повышается.
  • При тренировке контроля тревожности (еще один метод) аналитик учит клиента превращать тревогу в релаксант. На встрече психолог прорабатывает разные ситуации, чтобы человек подготовился к часто случающимся событиям. Методика полезна людям, теряющимся в стрессовых положениях и не способным быстро принять необходимое решение.
  • Довольно действенный метод – рационально-эмотивная терапия. Некоторые люди становятся заложниками слишком завышенной самооценки. Считая себя значительно лучше прочих, они постепенно начинают сталкиваться с тем, что их фантазии не совпадают с реальностью – это обстоятельство воспринимается, как большая личная драма. Лечение мотивирует человека к восприятию реальности. Постепенно умение принимать адекватные положительные решения помогают человеку прийти в норму.

9. Как зарядить свою цель внутренней энергией? Техника зарядки цели. Метод лечения на расстоянии.

Итак, мы подошли к одному из самых важных этапов — сейчас мы поговорим о том, как зарядить свою цель, и как происходит лечение на расстоянии. Мы уже научились формировать мысленные образы и картинки в соответствии с поставленными целями и задачами. Теперь наша задача — освоить технику зарядки цели и метод лечения на расстоянии с помощью энергии вселенной, которая станет основой и базой достижения ваших целей по лестнице успеха.

Упражнение лучше начать с исходной позы сидя на стуле, выпрямив спину, ноги поставив рядом, руки положив на бедра. Глаза закрыты. Спина прямая. Используем ритмичное дыхание.

Создайте и зафиксируйте в сознании мысленный образ своей цели.

Теперь нам нужно наполнить созданный образ энергией высшей сущности. Для этого нужно выполнить следующее упражнение зарядки цели, состоящее из нескольких частей:

  1. Представьте результат своей цели в самом центре белого круга, как будто очерченного мелом. Вся картинка должна уместиться в кругу полностью.
  2. Наполните себя энергией вселенной по упражнению поддержания жизненной силы, которое мы описывали ранее. Почувствуйте всепоглощающую силу белого цвета, которая окутывает, обволакивает и согревает вас. Одновременно постарайтесь удерживать в сознании образ цели.
  3. После того, как вы наполните себя светом вселенной, перенесите этот свет на картинку цели — повесьте образ в воздухе и заряжайте его энергией. Почувствуйте, как образ вашей цели становится все более ярким, начинает пульсировать. Произнесите слова: «Я заряжаю этот образ светом высшей сущности, чтобы он воплотился для меня в материальном мире».
  4. Сохраняйте картинку еще в течение нескольких минут внутри белого круга, а затем позвольте ей раствориться. Дышите ритмично еще некоторое время, а затем вернитесь в реальность.

Описанное упражнение зарядки целей — одно из самых эффективных средств воплощения целей в материальном мире при помощи энергии вселенной. Когда вы полностью овладеете этой техникой визуализации, НИКТО И НИЧТО НЕ СМОЖЕТ ОСТАНОВИТЬ ВАС!

Все ситуации, которые происходят с нами в материальном мире, имеют своих астральных «двойников», и иногда человек может видеть астральные копии будущей реальности. Поэтому, во время упражнения зарядки целей необходимо визуализировать нужную картинку как можно отчетливее и увереннее. Упражнение достаточно делать 1 раз в день, но ежедневно, и до тех пор, пока цель не будет достигнута. Как только вы достигните цели, не забудьте поблагодарить вселенную за ее щедрость.

Это упражнение можно использовать также и как целительство болезней на расстоянии — вы мысленно посылаете заряд энергии и жизненных сил человеку, на которого воздействуете, а также мысленную уверенность в том, что больной обязательно выздоровеет. Такой метод лечения на расстоянии очень полезен, так как позволяет активизировать жизненные силы ослабленного организма на самооздоровление.

Способы целительства на расстоянии различны. Некоторые люди наполняют себя всепоглощающим светом, а затем руками на расстоянии направляют этот свет больному. Такое лечение имеет достаточно высокую эффективность.

Большей эффективности при таком лечении можно достигнуть, если во время упражнений представлять себе больного человека здоровым, счастливым, веселым, и этот образ поместить в круг, постепенно заряжая собственным светом. Если при этом вы используете фото больного, не забудьте закрыть глаза и мысленно воспроизведенный образ, а не фотографию. Ну а если вы знаете, какой орган у человека является источником боли, можно визуализировать и его.

Проявляя упорство на основе уже полученных знаний, методов и техник визуализации, вы можете достичь поставленных целей и продвигаться по своей лестнице успеха. Запоминайте и записывайте свои успехи, которых вы достигнете благодаря визуализации, — именно они станут основой вашего глобального успеха!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector